Подрыв Крымского моста (2022)


Крымский мост был подорван 8 октября 2022 года с помощью грузовика, начинённого взрывчаткой. Взрывом было обрушено около 250 метров шоссейного полотна, сгорело семь цистерн грузового поезда. Погибли 5 человек. Движение по мосту было полностью остановлено, что стало первым таким случаем со дня его запуска[4][5][6].

Вечером того же дня и автомобильное, и железнодорожное сообщение удалось частично возобновить[7]. Ремонт моста начался сразу после происшествия. Весной 2023 года было возобновлено движение легковых автомобилей и поездов; согласно заявлениям местных властей, проезд грузовых автомобилей запрещён в связи с «провокациями и воздействием»[8].

По оценкам нескольких источников, инцидент повлиял лично на президента РФ Владимира Путина, так как взрыв прогремел спустя несколько часов после его 70-летия, а сам Путин был непосредственно вовлечён в строительство[10][11]. Повреждение моста произошло менее чем через месяц после диверсии на газопроводах «Северный поток 1—2»[12].

После аннексии Крыма у России появилась стратегическая задача — создать способ быстрого сообщения между полуостровом и Краснодарским краем (ранее единственным способом подобного сообщения была паромная переправа). Было принято решение о сооружении моста. Российские власти называли создание моста «исторической миссией», одной из ключевых задач для «окончательного объединения Крыма с Россией»[13].

Строительство было начато в феврале 2016 года[14]. В мае 2018 года по мосту открыли автомобильное движение, а в декабре 2019 года пустили поезда[15].

С запуска автомобильного и железнодорожного движения мост активно использовался российскими вооружёнными силами, в том числе в ходе подготовки и участия российских войск во вторжении на Украину в 2022 году. Мост выступает важной логистической цепочкой для снабжения южной группировки российской армии из-за особой роли железнодорожного сообщения в российских вооружённых силах. Большие объёмы грузов шли на Джанкой, откуда они распределялись для снабжения российских войск в южных регионах Украины. BBC отметило, что пропускная способность настолько большая, что России не требуется непрерывный поток[16]. По мосту перебрасывалась военная техника, боеприпасы, топливо, а также личный состав российской армии, по оценкам экспертов, две трети военной логистики для российской группировки на оккупированном юге Украины было организовано через Крымский мост[17].