Крымский мост


Кры́мский мост, также Ке́рченский мост — транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу[4][17]. Состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск)[18][19][d], и железнодорожного[4][17], являющегося частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Имеет общую протяжённость 19 км[e], является самым длинным из когда-либо построенных Россией мостов[24][f] и нередко называется самым длинным в Европе[5][28][g].

Создание транспортного перехода началось после не признанной большей частью международного сообщества аннексии Крыма Россией и резкого ухудшения российско-украинских отношений, поставившего перед российскими властями вопрос о создании независимой от Украины сухопутной связи с Крымом[⇨]. Автодорожный мост был открыт в 2018 году[h], железнодорожный — в 2019—2020 годах[i].

Крымский мост используется Россией для снабжения своей группировки войск в ходе вторжения на Украину[36].

8 октября 2022 года на мосту произошел взрыв, приведший к обрушению двух пролетов автомобильной дороги и сильному пожару на железнодорожной части моста[37]. 17 июля 2023 года на мосту произошёл второй взрыв, разрушивший один из автодорожных пролётов[38].[⇨]

Предложения по строительству моста через Керченский пролив прорабатывались как минимум с начала XX века, а в 1943 году Германия во время войны возвела канатную дорогу через Керченский пролив и начала строительство двух мостов, автомобильного и железнодорожного, недостроенный мост при отступлении был взорван, СССР возвёл Керченский железнодорожный мост из оставленных немцами стройматериалов, протяжённостью 4,5 км. Однако запроектированный как временная конструкция и уязвимый в результате ошибок при проектировании и строительстве, мост был серьёзно повреждён в конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря[39].

Предложение по восстановлению временного моста было отвергнуто, остатки мостового перехода разобраны, но в скором времени после разрушения моста, к 1947 году, началась проработка вариантов строительства новой переправы — постоянного мостового сооружения — вместо утраченного временного. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей по ценам 1945 года. Высота подмостового габарита на судоходном пролёте предполагалась 40 м, максимальная глубина погружения свай — 55 м. Схема моста: 3×55 м + 8×110 м + 8×220 м + 8×110 м + 25×55 м + эстакада[40]. 18 мая 1949 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста[41] (подготовительные строительные работы велись ещё с 1947 года[40]), но в 1950 году строительство моста было прекращено, и началось сооружение паромной переправы[39].


Карта
Крымский мост перед открытием его автодорожной части, 15 мая 2018 года
Президент России Владимир Путин на церемонии открытия автодорожной части моста, 15 мая 2018 года