Керченский железнодорожный мост


Ке́рченский железнодоро́жный мост — мостовой переход через Керченский пролив, существовавший в 1944—1945 годах и соединявший косу Чушка с Керченским полуостровом. По протяжённости являлся одним из самых больших мостов, построенных в Великую Отечественную войну[2], и, в период своего существования, являлся самым длинным мостом СССР[3]. Общая длина моста составляла 4452 м[2].

Строительство началось весной 1944 года, вскоре после освобождения Крыма советскими войсками. При строительстве использовались материалы, оставленные германской армией[2]. Движение было открыто уже осенью, однако строительные работы ещё продолжались. В декабре из-за постоянных штормов основные работы пришлось прекратить; к этому моменту была построена только часть ледорезов.

В феврале 1945 года, через три месяца после открытия моста, его опоры были разрушены льдом, и мост был разобран.

Первым, кто серьёзно задумался о сооружении моста через пролив стал морской офицер и инженер Владимир Дмитриевич Менделеев, сын создателя периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Его работа «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива» вышла в 1899 году, уже после смерти автора[4].

В начале XX века в Российской империи прорабатывались проекты строительства железнодорожного моста через Керченский пролив[5]. Были предложены два возможных варианта маршрута: северный, между Керченским полуостровом и косой Чушка, и южный, проходящий через Тузлинскую косу. С разрешения Николая II в 1910 году началось планирование южного варианта маршрута, но начавшаяся Первая мировая война помешала созданию железной дороги через пролив[6].

В 1930-е годы планировалось проложить железную дорогу с юга Украины от Херсона через Крым, по мосту через Керченский пролив и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Детали для моста через пролив заказали в Германии. В связи с началом Великой Отечественной войны эти планы были отложены[7].