Стратегическая инициатива
Цзиньтяньское восстание – Осада Чанши –Взятие Учана –Взятие Нанкина – Северный поход – Линьцин –Западный поход – Тяньцзячжэнь –Хукоу –Блокада Нанкина
Стратегическое равновесие
Тяньцзинский инцидент –Тунчэн – Саньхэ –Деблокада Нанкина –Восточный поход
Стратегический перелом
Первое наступление на Шанхай –Осада Аньцина –Второй Западный поход –Цзисянгуань –Второе наступление на Шанхай –Цыси –
Взятием в январе 1853 года Учана закончился первый поход тайпинов. Предстоял выбор дальнейшего наступления. Из Учана можно было двигаться на север — на столицу манчжуров Пекин, или на восток, вдоль Янцзы, к Нанкину. В связи с этим начались разногласия между вождями тайпинов. В конце концов решено было идти вдоль Янцзы к древней столице Минской империи Нанкину. Там Хун Сюцюань хотел создать столицу нового государства, подчеркивая его национальный китайский характер, ибо Пекин, где на китайском престоле сидела чужеземная династия маньчжуров, был символом порабощения китайцев. Так был выбран нанкинский маршрут, и это стало стратегической ошибкой вождей тайпинов.[1]
Взяв Учан, тайпины создали сильный военный флот из захваченных правительственных и мобилизованных купеческих судов. Тысячи больших и малых судов составили мощную тайпинскую флотилию, на которой они двинулись вниз по реке. 18 февраля тайпины взяли крупный город Цзюцзян, 25 февраля они стали хозяевами Аньцина. Победа под Аньцином досталась тайпинам легко: увидев подступающего к городу неприятеля, войска маньчжуров сразу разбежались, не решаясь вступать в борьбу. Тайпины, не встречая сопротивления, вошли в город. Почти все местные мандарины сбежали вместе с войсками, оставив казначейство, оружие (189 пушек), продовольственные запасы. 4 марта в руки тайпинов перешел торгово-промышленный центр Уху.[1] Силы тайпинов выросли почти до 750 000 человек.
6 марта тайпины достигли Нанкина и приступили к осаде города. Они стали вести подкопы под стены, куда закладывали мины, бомбардировали Нанкин из пушек, ранее захваченных у правительственных войск. Одновременно в город под видом буддийских монахов засылали шпионов, которые вели пропаганду, устраивали поджоги и предупреждали тайпинов о слабых местах города.