Византийский светский костюм


Византийский светский костюм — одежда, использовавшаяся светскими членами общества Византийской империи.

В Византии, как и в других средневековых культурах, одежда служила средством обозначения положения носителя в социальной иерархии. Костюм часто выражал идею превосходства одних людей над другими, причём это регламентировалось и в законодательной форме — вид, форма, цвет и даже количество одежды.

Основным источником для реконструкции светского костюма Византии, безусловно, являются произведения изобразительного искусства. Это тот редкий случай, когда изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности, но и значительно превосходят их.

Так, облачения византийских императоров также описаны и в письменных свидетельствах. При этом, проведение параллелей (где это возможно), между ними и изображениями, доказывают высокую точность последних, не говоря уже о том, что в образности они имеют несомненное превосходство. Материал изобразительных источников может приходить в прямое столкновение с содержанием письменных (возьмем, к примеру, проповедь аскетизма и призыв к духовному стяжанию с одной стороны, и неукротимое стремление к роскоши, отразившееся и в костюме — с другой). Пышность императорского костюма, важнейшей составной части многочисленных церемоний, поражала современников, о чём они оставили немало письменных свидетельств.

Костюм Византии — это «многослойный» текст в свернутом виде, который прочитывался современниками почти мгновенно. У этого текста имелся свой «язык», малодоступный потомкам. Пониманию сегодня помогают произведения изобразительного искусства, созданные специально для того, чтобы обратить внимание зрителя на наиболее существенные, знаковые вещи.

Так, фрески и иконы должны были максимально точно указать, кто именно на них изображен. Самым верным средством для этого был тщательно прописанный костюм (надписи не всегда было видно, да и не все умели читать). Если художественный образ строился на неповторимости и долговременности созерцания, то элементы одежды (как социальные символы и знаки) представляли информацию в свернутом виде и должны были восприниматься моментально. Зритель с первого взгляда понимал, кто император, кто его слуги, кто воины и т. д. Выхватывая для этой цели наиболее существенные элементы костюма, художники Византии облегчили задачу историков, создавая своего рода текст-конспект (гипертекст), с более высоким уровнем обобщения.