Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону


Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону (нем. Lavater und Lessing bei Moses Mendelssohn, 1856 год) — картина Морица Даниэля Оппенгейма (нем. Moritz Daniel Oppenheim, 1800—1882, подписана в нижней части картины «M[oritz] Oppenheim f[ecit] 1856»). Изображает воображаемую встречу между философом и богословом Мозесом Мендельсоном (1729—1786), драматургом и литературным критиком Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729—1781) и богословом, основателем криминальной антропологии и поэтом Иоганном Каспером Лафатером (1741—1801). Находится в собрании Magnes Collection of Jewish Art and Life (Беркли, США)[2].

Предполагают, что замысел картины возник у художника ещё во время поездки в Италию в 1820—1825 годах. Во время этого путешествия он познакомился с внуками Мозеса Мендельсона, известного еврейского философа-просветителя: членом общины художников-«назарейцев», будущим директором франкфуртского Института искусств Филиппом Фейтом и женой берлинского художника Вильгельма Гензеля, Фанни (урождённая Мендельсон-Бартольди)[3]. Оппенгейм заинтересовался биографией и взглядами самого Мозеса Мендельсона. Реализовать замысел художнику удалось только спустя 30 лет.

Картина относится к двум основополагающим моментам в истории немецко-еврейских культурных контактов XIX века.

Лессинг и Мендельсон были горячими сторонниками идеалов Просвещения. Первая встреча между ними состоялась в 1754 году, когда Лессинг уже был известным журналистом и критиком. Первоначально их встречи были основаны на общем увлечении шахматами[5][6], затем возникло и творческое сотрудничество. Тем не менее их разделяли некоторые противоречия. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны ассимилироваться, Мендельсон считал, что возможно участие еврея в европейской культуре без утраты национально-религиозной индивидуальности. Многолетняя дружба и общая увлечённость шахматами повлияли на пьесу Лессинга «Натан Мудрый», включая даже такую деталь, как увлечение главного героя пьесы шахматами.