Хара, Виктор


Ви́ктор Ли́дио Ха́ра Марти́нес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 28 сентября 1932, Сан-Игнасио, Чили15 сентября 1973, Сантьяго[6][7]) — чилийский поэт, театральный режиссёр, певец, танцор, политический активист и член Коммунистической партии Чили, убитый путчистами во время военного переворота 1973 года, организованного генералом Аугусто Пиночетом. Жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало Виктора Хару символом борьбы против режима Пиночета. Ему было 40 лет.

Родился в 1932 году в крестьянской семье с индейскими и смешанными корнями. Место рождения точно неизвестно, по одним данным, это город Сан-Игнасио близ Чильяна, в провинции Ньюбле (область Био-Био), по другим, его пригород Квирикин. В раннем детстве перебрался вместе со своими родителями в расположенный неподалёку от столицы посёлок Лонкен.

С шести лет трудился в поле, так как его малограмотный отец-фермер Мануэль Хара не поощрял интереса своих детей к образованию. Не в силах содержать семью, он постепенно спивался, проявляя насилие к жене и детям, и, наконец, отправившись на заработки, окончательно оставил семью.

Однако мать-метиска Аманда Мартинес, народная певица-самоучка[7], невзирая на бедность, всячески поощряла обучение своих детей, в том числе игре на музыкальных инструментах. Когда Виктору исполнилось 15 лет, она умерла, и юноше пришлось самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Сначала он выучился на бухгалтера, затем, готовясь к духовной карьере, поступил в семинарию, а после прослужил несколько лет в армии, чтобы по возвращении домой заняться музыкой и театром.

Поступив в университет Сантьяго де Чили, он пел в студенческом хоре и играл в молодёжном театре, получив за свои таланты правительственную стипендию. Получил известность как исполнитель ролей в ряде классических постановок, в том числе пьесе Максима Горького «На дне».

Познакомившись в 1957 году с известной певицей Виолеттой Пара[7], придававшей современное звучание народным мелодиям и основавшей с этой целью музыкальные общественные центры под названием peñas, сделался её последователем и до 1963 года пел и играл на гитаре в группе «Cuncumén».