Вилькицкий, Борис Андреевич


Бори́с Андре́евич Вильки́цкий (22 марта [3 апреля1885[комм. 1], Пулково — 6 марта 1961, Брюссель) — русский морской офицер, капитан 1-го ранга (30.07.1916), гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли.

Родился в семье гидрографа, капитана Андрея Ипполитовича Вилькицкого (впоследствии генерала Корпуса гидрографов, начальника Гидрографического управления). Окончил Морской кадетский корпус (1904), в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904—1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана. В декабре 1905 г. получил чин лейтенанта.

В 1908 г. окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация) и 20 декабря того же года произведён в чин старшего лейтенанта. В 1908—1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке. 6 декабря 1912 г. получил чин капитана 2-го ранга.

В начале 1913 г. капитан 2-го ранга Вилькицкий назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр» и помощником начальника гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Ледокольным пароходам «Таймыр» и «Вайгач» (командир — П. А. Новопашенный) предстояло выполнить съёмку побережья и островов Северного Ледовитого океана, выявить возможности мореплавания по Северному морскому пути. Из-за внезапной болезни начальника экспедиции, полковника корпуса флотских штурманов И. С. Сергеева, морской министр в июле 1913 г. возложил руководство на Вилькицкого. В 1913 году экспедиция открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и остров Старокадомского. В 1914—1915 годах совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новый остров Новопашенного (ныне — Остров Жохова). Экспедиция прибыла в Архангельск 16 сентября 1915 года[5][6].

Материалы и документы этой экспедиции были эвакуированы в Ярославль во время Первой мировой войны и почти все погибли при артиллерийском обстреле города частями Красной армии во время подавления Ярославского восстания[7].

Вилькицкий был назначен командиром достраивавшегося в Петрограде эсминца «Летун». После достройки эсминца с июня 1916 принимал участие в операциях флота на Балтийском море и 30 июля был произведён «за отличие» в чин капитана 1-го ранга. За удачную постановку минного заграждения 17 октября 1916 года у неприятельских берегов Вилькицкий был награждён Георгиевским оружием.