Алкогольная монополия


Алкогольная монополия или Винная монополия — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт некоторых или всех видов спиртных напитков. Монополия может использоваться в качестве альтернативы сухому закону, т.е полному запрету на употребление и продажу алкоголя.

Ныне алкогольные монополии существуют в Швеции (Systembolaget), Норвегии (Vinmonopolet), Финляндии (Alko), Исландии (Vínbúðin[англ.]), на Фарерских островах (но не в самой Дании), во всех провинциях и территориях Канады, кроме Альберты (провинция приватизировала свою монополию[англ.] в 1993 году). В США есть несколько штатов[англ.], где оптовая торговля алкоголем контролируется правительством штата, а розничные продажи осуществляются либо государственными, либо частными ретейлерами. Подобное также встречается в некоторых штатах Индии.

Скандинавские страны начали регулировать продажу алкогольных напитков в XIX веке. С 1905 года парламент Швеции (риксдаг) ограничил эту деятельность только государственными лицензированными заведениями. В то же время в Норвегии в 1922 году была основана первая государственная компания по продаже алкоголя — Vinmonopolet, единственная компания в стране, которая имела право его продавать из-за действия сухого закона и которая после его отмены получила исключительное право на торговлю всеми видами алкогольных напитков[1].

Норвежская модель как альтернатива запрету была скопирована в других странах региона, таких как Финляндия (Alko, 1932), Швеция (Systembolaget, 1955)[2], Исландия (Vínbúð[англ.], 1961)[3] и Фарерские острова (Rúsdrekkasøla Landsins[англ.], 1992). В середине XX века произошла либерализация в барах и ресторанах, и даже в розничной торговле при соблюдении ряда условий. Ярким примером является пиво: Финляндия и Норвегия разрешают супермаркетам продавать пиво, если процент алкоголя в нём не превышает 4,75 %; в Швеции этот показатель снижен до 3,5 %, а в Исландии (где большинство марок было запрещено до 1989 года) ограничение составляет 2,25 %[4].

Все провинции и территории Канады, кроме Альберты (провинция приватизировала свою монополию[англ.] в 1993 году), имеют собственную монополию на продажу спиртных напитков и собственное алкогольное законодательство[5], в то время как в США ограничения зависят от конкретной юрисдикции: в общей сложности 17 штатов в той или иной форме ограничивают продажу спиртных напитков, а в штате Юта они распространяются на весь алкоголь[6].

Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.