Вистл


Вистл (англ. tin whistle — жестяной свисток) — продольная флейта со свистковым устройством и шестью игровыми отверстиями. Инструмент кельтской музыки (Ирландии, Шотландии, Англии).

Жестяной вистл появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк имел деревянный вистл (дудочку) и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой — получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название — penny whistle. Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Вистл получил большое распространение по всему свету в 60—70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители вистлов.

Диапазон около двух октав. Используя вилочную аппликатуру и неполное закрытие отверстий можно извлекать все ноты хроматического звукоряда, но такая техника как правило не применяется, за исключением понижения седьмой ступени для игры в других тональностях: для вистла Ре это будет Ми минор и Соль мажор.