Музыка Ирландии


Му́зыка Ирла́ндии — обобщающее понятие, применяемое к музыке различных жанров, которая была создана на острове Ирландия.

Ирландские музыканты были известны в Европе ещё с XII века. Наиболее знаменитым ирландским музыкантом Нового времени был слепой арфист Торла O’Каролан (1670—1738)[1][2], который сочинил около 200 композиций, в основном, для своих покровителей. Многие его сочинения были опубликованы в Дублине в 1720. Его музыку для арфы до сих пор исполняют во всем мире. Примерно в это же время был основан ежегодный народный фестиваль под названием Фейш, посвященный сохранению и поддержке искусства игры на флейте.

Ирландская народная музыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. Традиционная ирландская танцевальная музыка включает в себя рилы (музыкальный размер 4/4), джиги (наиболее распространён размер 6/8[3]) и хорнпайпы. С начала XIX века в Ирландии популярна полька, привнесённая учителями танцев и вернувшимися из Европы солдатами.[4] Сетовые танцы предположительно существуют с XVIII века.[5] Позднее как вариант шотландского страспея в Ирландии появилась мазурка.[6]

В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина,[7] стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли[8], широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós, «старый стиль»)[9], стиль исполнения песен и танцев на старый манер.

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру;[10] побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения.[11]