Концертина


Концертина (англ. concertina) — язычковый пневматический музыкальный инструмент — гармоника с хроматическим звукорядом без готовых аккордов. Изобретена в первой четверти XIX века (патент Чарльза Уитстона, Лондон, 1829). Размер концертины-примы, самого распространённого вида концертины, 150−180 мм (по наибольшей диагонали).

Вместо клавиш с обеих сторон инструмента расположены кнопки на двух деках четырьмя параллельными рядами. Те ноты, которые пишутся на нотных линиях, исполняются на нижней деке левой рукой, те, которые пишутся в промежутках между линиями — на верхней деке правой рукой. Звуки происходят от металлических язычков, называемых вибраторами и приводимых в колебание напором воздуха. В дешёвых инструментах вибраторы бывают медные, в дорогих — стальные. Игра на концертине производится, как и на гармонике, посредством мехов. Концертина имеет полную хроматическую гамму. Объём — 3 ½ октавы (от «соль» малой октавы до «до» четвëртой октавы), но существуют также концертины в 4 октавы и более. Звуки концертины не отличаются силой и полнотой, но чрезвычайно нежны и певучи; в особенности хорошо pianissimo. Концертины бывают разных величин и тембров: скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового. Соединение разнородных концертин составляет своеобразный духовой оркестр.

Некоторые Английские учёные, изучающие акустику в начале XIX века, проводили различные эксперименты, которые иногда приводили к появлению новых музыкальных инструментов, таких как концертина[1].Например, в 1829 году Чарльз Уитстон, запатентовал инструмент под названием «симфониум». Этот инструмент имел кнопки, но был чисто духовым, эти кнопки впоследствии унаследовала маленькая гармошка с мехами, изобретённая им в 1833 году[1].

Концертина распространена, главным образом, в Англии, где употребляется в народных школах для преподавания пения, в церкви — вместо органа, в струнном оркестре заменяет духовые инструменты.

В 1870-х годах концертина появилась в Санкт-Петербурге на высших педагогических женских курсах в классах хорового пения по инициативе профессора консерватории Г. А. Маренича. В начале 1880-х годов в Петербурге организовался любительский «кружок концертинистов» с бесплатной школой для преподавания игры на концертине. Первый опыт концертинного оркестра сделан в 1889 году концертинистом И. О. Пирожниковым в виленском еврейском учительском институте, он же опубликовал несколько брошюр, пропагандирующих этот инструмент[2].

В 1900 году на выставке в Париже первый приз получила концертина вятского мастера Ивана Фёдоровича Сунцова, делавшего инструменты по английскому подобию.