Виттоне, Бернардо


Бернардо Антонио Виттоне (итал. Bernardo Antonio Vittone; 19 августа 1704, Турин — 19 октября 1770, Турин) — итальянский архитектор и теоретик архитектуры. Наряду с Филиппо Юваррой и Гварино Гварини один из трёх самых значительных архитекторов эпохи барокко, работавших в регионе Пьемонт в Северной Италии; из них Виттоне был единственным, кто родился в Пьемонте. Он сумел совместить пространственную изобретательность Юварры с инженерной дерзостью Гварини, особенно в проектах церквей, которыми он наиболее известен[5].

Виттоне родился в Турине в семье торговца тканями Джузеппе Николао Виттоне (происходившего, в свою очередь, от ткачей родом из Камбиано в районе Кьерезе) и Франчески Марии Комуне, сестры Кристины Марии Комуне, жены архитектора Джованни Джакомо Плантери. В юном возрасте он остался без отца и вырос у своего брата Филиберто Маттео, каноника Туринского собора, который, следуя воле отца, дал ему образование. Вероятно, с архитектурой его познакомил его дядя, архитектор Джан Джакомо Плантери. Будучи студентом курса математики, который вёл в Туринском университете аббат Эрколе Корацци, Виттоне участвовал в постройках по проектам Юварры перед отъездом в Рим.

В Риме в 1732 году Виттоне получил первую премию Академии Святого Луки. В Риме он изучал постройки великих мастеров барокко Бернини, Борромини и Карло Фонтаны. В 1733 году, незадолго до своего возвращения в Турин Бернардо Виттоне был избран в Академию Святого Луки.

С 1735 года Виттоне занимался подготовкой к публикации трактата Г. Гварини «Гражданская архитектура» (Architettura civile, опубликован в 1737 году). После смерти Юварры в 1736 году Бернардо Виттоне стал получать ответственные архитектурные заказы. Однако, когда в начале 1740-х годов королевский дом Савойи возобновил покровительство архитектуре, придворным архитектором был назначен Бенедетто Альфьери, а не Виттоне. Поэтому Виттоне в основном проектировал здания в окрестностях Турина.

Самые изобретательные и запоминающиеся работы Виттоне — приходские церкви, удалённые от крупных городов. В их число входит Сантуарио делла Визитационе (Santuario di Santa Maria della Visitazione) в Валинотто (1738—1739), недалеко от Кариньяно, построенное для сельских рабочих. Церковь имеет многоярусный купол, а шестиугольный в плане интерьер характерен чередующимися выпуклыми и вогнутыми формами, напоминающими архитектуру Юварры и Борромини. В куполе — искусно украшенные рёбра, напоминающие работы Гварини, пересекаются, образуя сложный рисунок, освещенный естественным светом из скрытых для наблюдателя окон. Другое произведение мастера — церковь Санта-Кьяра-а-Бра (Santa Chiara a Bra, 1741—1742) с центральным двухкорпусным куполом с причудливо орнаментированными проёмами.