Виттфогель, Карл Август


Карл Август Виттфогель (нем. Karl August Wittfogel; 6 сентября 1896, Вольтерсдорф, Германия, — 25 мая 1988, Нью-Йорк, США) — германо-американский социолог и синолог.

Родился в семье сельского учителя. С 1915 года изучал философию, историю, социологию, географию в Лейпцигском университете, затем в Мюнхене, Берлине, Ростоке, с 1919 года снова в Берлине. С 1921 года изучал синологию в Лейпциге. В 1928 году получил докторскую степень во Франкфуртском университете и начал работать в Институте социальных исследований во Франкфурте.

В 1918 году вступил в Независимую социал-демократическую партии Германии. В 1920—1930-х годах увлекался марксизмом и с 1920 года был активным членом Коммунистической партии Германии.

В годы учёбы начал писать статьи, пьесы, стихи. Его пьесы — «Красные солдаты» (1921), «Человек с идеей» (1922), «Мать» (1922), «Беглец»[3] (1922, переведена на русский язык Лилей Брик), «Кто самый глупый?» (1923) — оценивались как пролетарские и революционные[4].

Выступал с научными докладами во время поездок в СССР в 1928, 1931 и 1932 годах. Его наиболее фундаментальный труд этого периода — «Производительные силы. Процесс производства и обращения» (1931), первый том из задуманного им двухтомника «Экономика и общество Китая», изданный в Лейпциге (план второго тома не был осуществлён). Азиатский строй («государство крестьян и чиновников») рассматривался как классово-эксплуататорская общественная система, отличная от античного рабовладения и от феодализма[5].

После прихода в Германии к власти нацистов как участник коммунистического движения был арестован и в течение нескольких месяцев находился в тюрьмах и концлагерях. В 1934 году благодаря хлопотам его жены Ольги Иоффе-Ланг с помощью Фридриха Хильшера, Карла Хаусхофера и Ричарда Тоуни ему удалось освободиться и эмигрировать в США, где он принял американское гражданство и отошёл от политической деятельности, сосредоточившись на научной работе, посвященной истории Китая. Преподавал историю Китая в Колумбийском и Вашингтонском университетах. Важную роль в развитии его научных взглядов сыграло пребывание в 1935—1937 годах в Китае[5]. В конце 1930-х годов стал институционалистом[6].