Влияние извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль на международное авиасообщение


Второе извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль 14—20 апреля 2010 года привело к выбросу в атмосферу 0,25 км вулканического пепла[1][2], что привело к масштабному нарушению движения коммерческих авиарейсов по всей территории северной Европы.

В ходе извержения вулкана лавовые потоки быстро остужались ледниковыми массами. Вследствие этого в верхние слои атмосферы (до высоты 10,6 км) были выброшены образовавшиеся мелкие частицы стекла (кварца) и вулканического пепла, попадание которых в двигатель самолёта может привести к потере его мощности, остановке, либо к разрушению двигателя[3].

В целях безопасности 15 апреля 2010 года была остановлена работа всех аэропортов Великобритании. Задержки и дальнейшие отмены полётов существенно повлияли на выполнение регулярных рейсов в аэропорты Австрии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, России, Словакии, Словении, Украины, Фарерских островов, Финляндии, Франции, Хорватии,Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии, при этом на несколько дней были закрыты все крупнейшие аэропорты Европы[4][5][6].

Повторно аэропорты закрывали в Ирландии и Шотландии 4 и 5 мая[7], в Испании, Португалии, Северной Италии, Австрии и Южной Германии 9 мая[8], Ирландии и Британии 16 мая[9].

Информацию о движении облака вулканического пепла для служб гражданской авиации публикует лондонский Консультативный центр по вулканическому пеплу. На основании оперативной информации Центра авиационными властями той или иной страны принимаются решения о закрытии территории воздушного пространства и приостановке деятельности гражданских аэропортов. По состоянию на 06:00 по всемирному координированному времени (UTC) 17 апреля лондонский Консультативный центр не давал никаких прогнозов на улучшение ситуации, связанной с прохождением шлейфа вулканического пепла над территорией Европы[10].

По состоянию на 18 апреля 2010 года извержение вулкана стало причиной отмены более 63 тысяч авиарейсов[11]. Специалисты разделили воздушное пространство над Европой на три зоны по степени концентрации пепла в воздухе. Первая полностью закрыта — это территория, близкая к вулкану. Вторая находится под особенно пристальным наблюдением. Третья полностью свободна от вулканической пыли.