Военно-воздушные силы Черноморского флота


Военно-воздушные силы Черноморского флота (ВВС ЧФ), Авиация ЧФ — бывшее оперативное объединение Черноморского флота ВМФ Российской империи, СССР и России, предназначенное для действий в операциях флота и выполнения боевых задач во взаимодействии с другими силами ВМФ или самостоятельно, а также для проведения воздушных, воздушно-десантных, морских десантных и прочих операций во взаимодействии с силами других видов вооружённых сил или отдельных родов войск. ВВС ЧФ подчинялись командующему Черноморским флотом, а в специальном отношении — начальнику авиации ВМФ (затем начальнику морской авиации ВМФ)[1][2].

Зоной ответственности авиации ЧФ были акватории Чёрного, Азовского, Средиземного морей. После 2011 года управление морской авиации ЧФ расформировано и образована одна авиабаза № 7057, с базированием на двух аэродромах в Гвардейском и Каче.

При СССР, для выполнения поставленных задач силами авиации ЧФ имелась развитая сеть аэродромов берегового базирования и гидроаэродромов, большой парк летательных аппаратов.

Весной 1910 года начальник службы связи флота капитан 2-го ранга В. Н. Кедрин представил командующему ЧФ вице-адмиралу В. С. Сарнавскому доклад о создании при службе связи флота гидроавиации. 18 апреля 1910 года морской министр вице-адмирал И. К. Григорович дал согласие на формирование в Севастополе двух отделений по 3 гидросамолёта. 8 ноября этого года в Севастополе была открыта Офицерская школа авиации, а с 11 ноября в ней начались занятия. 17 декабря 1911 года школа была переведена на новое место в 12 верстах от Севастополя, в долину реки Кача. Так появилась знаменитая Севастопольская офицерская школа авиации.

В сентябре 1911 года было утверждено Временное положение об отделениях военно-морских лётчиков, и в 1912 году в Севастополе было сформировано первое отделение из 12 лётчиков. Авиацией флота заведовал лейтенант И. И. Стаховский, который первым в 1912 году совершил полёт на гидросамолёте над Севастопольской бухтой. Весной 1913 года началась постройка первой авиационной станции в Килен-бухте, с четырьмя ангарами, бетонным спуском к воде. Также на станции были механические мастерские, фотолаборатория, метеостанция. Началось переоборудование под базирование гидросамолётов первого опытового судна, транспорта «Днепр».

По состоянию на 13 августа 1914 года в авиации ЧФ имелось 16 самолётов, 12 лётчиков, 3 ученика-лётчика, 45 авиационных специалистов. До конца года было создано 24 авиационных поста.