Воздушная армия СССР


Воздушная армияоперативное формирование (объединение) Военно-Воздушных Сил СССР предназначенное для совместных действий с другими видами Вооружённых Сил и родами войск (сил) Вооружённых Сил СССР, а также решения самостоятельных оперативных и стратегических задач.

Впервые в мире в советских ВВС были созданы воздушные армии в 30-е годы XX века, как армии особого назначения (АОН). Всего было сформировано три АОН, состоявшие из отдельных бригад бомбардировочной авиации, крейсерских истребительных эскадрилий и полка стратегической воздушной разведки. Эти армии создавались для решения стратегических наступательных задач на главных операционных направлениях. В 1940 году АОН были преобразованы в дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии.

Основная же часть советской военной авиации, по сложившимся в руководстве НКО СССР и командовании ВВС СССР взглядам, рассматривалась как фронтовая авиация, которая в военное время подлежала передаче под командование фронтом, что закладывало распылённость усилий авиации и затрудняло, а то и исключало маневр силами авиации между фронтами. Во время советско-финляндской войны (1939—1940 гг.) наметившаяся тенденция распыления авиации усилилась: в подчинение командующим общевойсковым армиям было передано 49 % всей авиации действующей армии (ВВС армий), и ещё 36 % авиации оставалось в подчинении командующего фронтом (ВВС фронта). При подведении итогов этой войны было признано целесообразным тактического взаимодействия с войсками каждой армии на главном направлении в ВВС армии намечалось выделять 2—3 авиадивизии смешанного состава, а в ВВС армий на второстепенных направлениях — по одной дивизии. В ВВС фронта должны были находиться от 45 до 50 % всей фронтовой авиации.[1]

Опыт боевых действий 1941—1942 годов показал[2], что передача каждой армии одной-двух дивизий приводит к распылению усилий ВВС, исключает централизованное управление и массированное применение авиации во фронтовых операциях. Это делало невозможным в полном объеме реализовать боевую мощь имевшихся во фронтах сил авиации, поскольку делало невозможным сосредоточение фронтовой авиации в короткие сроки в решающем месте для выполнения важнейших боевых задач. В то время, когда часть фронтовой авиации вела напряженные боевые действия, остальная авиация если и не бездействовала, то занималась второстепенными боевыми задачами. Маневр авиационных сил между фронтами был возможен только с разрешения Ставки ВГК, что занимало много времени и отрицательно сказывалось на оперативности.[1]