Волга (катер на подводных крыльях)


«Во́лга» — серия катеров на подводных крыльях (проекты 343, 343МЕ), производившихся в СССР в различных модификациях c 1958 по 1986 год[1]. До 1965 года катера носили название «Стрела»; неофициально было также распространено название «Крылатка»[1].

Проект разработан в 1957 году в ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева завода «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород)[2]. Серийное производство велось на трёх заводах: «Красное Сормово», Батумском СРМЗ и Гомельском ССРЗ[3].

На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе за создание первых в мире пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» и пассажирского катера «Стрела» завод «Красное Сормово» был награждён Большой золотой медалью[4].

Изначально катер проектировался для хождения по рекам, однако в 1959 году были разработаны модификации и для морской эксплуатации (343МЕ, 343МЕМ, 343МК)[1][3]. Помимо этого, на базе серийного катера был создан мелкосидящий катер «Волга-М» с частично погруженным винтом[5].

Катер создавался для служебного пользования[2]. Во времена СССР cерийное производство катера для населения не запускалось, все катера этого типа оставались во владении государственных организаций и не могли быть приобретены для личных нужд[1], за исключением продаж на экспорт[6]. После распада СССР катера приобрели популярность у населения для речных и морских прогулок, используются в таком качестве по настоящее время.

Корпус катера разделён на три отсека металлическими водонепроницаемыми переборками. Двигатель и топливный бак располагаются в кормовом отсеке; носовой отсек предназначен для хранения имущества[7].


«Волга» из музейного комплекса УГМК в торговом центре в Екатеринбурге
Интерьер салона