Волков, Александр Александрович (режиссёр)


Алекса́ндр Алекса́ндрович Во́лков (фр. Alexandre Volkoff или нем. Alexander Wolkoff, 27 декабря 1885, Москва — 22 марта 1942, Рим) — русский, французский режиссёр, работал также в Германии и Италии.

Родился в Москве в дворянской семье. Потомок Фёдора Волкова, создателя первого в России профессионального театра[1]. Его отец страстно увлекался музыкой, обе сестры виртуозно играли на фортепьяно. Уже в гимназии Волков занимался живописью и написал портрет императрицы Александры Фёдоровны, удостоенный медали на Парижской выставке[1]. Обладая красивым голосом, он также увлекался музыкой в надежде стать профессиональным певцом. В 1902 году его приняли в Императорскую оперу в Москве.

В 1905 году Волков познакомился с кинопродюсером Паулем Тиманом, который с 1904 года возглавлял представительство фирмы Gaumont в Москве и предложил ему сняться в кино. Однако Волков решил стать режиссёром. Он поступил к Тиману на службу в торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов», в то время представительство ведущих западноевропейских студий в России, и работал сценаристом, автором надписей, переводчиком, монтажёром, коммерческим агентом. В 1912 году, переняв московскую студию Пате, Тиман поручил ему руководство ателье в Тифлисе. Волков дублировал датского киноактёра В. Псиландера (Гаррисона) в трагических финалах его картин.

В 1912 году дебютировал в качестве актёра в фильме Якова Протазанова «Пригвожденный». В 1913 году снял в качестве режиссёра фильм «Сны мимолётные, сны беззаботные снятся лишь раз», сентиментальную драму на сюжет стихотворения Николая Минского «Тянутся по небу тучи тяжелые», исполнив также главную роль. Критика того времени называла фильм истой поэзией кинематографа, писала, что он «выдержан в стиле первой половины XIX столетия». И далее: «Наивны и милы, как старинные пасторали, они не затрагивают глубоко ума и сердца, но глядишь на экран и испытываешь чувство искреннего эстетического удовлетворения»[2].

Из фильмов 1914 года выделяется драма «Как смерть, прекрасна», в которой, по мнению В. Вишневского, «отчётливо видно влияние символизма»; далее Вишневский пишет об интересном сюжете[3]. Кинокритика назвала фильм «исключительным шедевром как по сюжету, так и по выполнению»[2]. В фильме «Беглец» по поэме Лермонтова Волков вставил сцены, отсутствовавшие в поэме, и для описания их в стихотворных интертитрах сымитировал лермонтовский стиль, что, по мнению Юрия Цивьяна, было неудачным[4].

После тяжёлого ранения в первые месяцы Первой мировой войны и шестимесячного лечения в госпитале в 1916 году Волков поступил на службу к продюсеру Иосифу Ермольеву, так как Тиман, будучи этническим немцем, был сослан в Уфу.