Вологодское кружево


Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. В Россию техники плетения кружева были привезены из Италии.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, («вилюшкой» называют бесконечно тянущуюся гибкую узкую ленту-полотнянку); они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки (можжевеловые или берёзовые); булавки; сколок.

В XVII веке кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью (металлическое кружево).

Вологодское кружевоплетение восходит к XVI—XVII вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. В России начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали вплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

По официальным исследованиям С. А. Давыдовой установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трёх верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.