Волонтёрский фандрайзинг


Волонтёрский фандра́йзинг (фандрейзинг; англ. friendraising, peer to peer fundraising) — стратегия сбора средств, осуществляемая через личные связи существующих сторонников организации. Зачастую фандрайзинг совершается через участие в крупных событиях, таких как благотворительные марафоны и концерты. Главной целью волонтёрского фандрайзинга является создание и расширение сети доноров НКО, построенной на дружеской коммуникации[1][2].

Классическими примерами волонтёрского фандрайзинга в мире можно назвать Movember, Ice Bucket Challenge, Sleep out, Race for Life[англ.][3][1].

Волонтёрский фандрайзинг является одним из видов краудфандинга[4]. Существуют три основных типа волонтёрского фандрайзинга: кампании по привлечению денег, частное мероприятие, челлендж[5][6]. Сбор основан на стратегии сетевого маркетинга — деньги на реализацию проектов и программ приносят специально обученные волонтёры. В отличие от классических вариантов привлечения средств, в волонтёрском фандрайзинге НКО занимает координирующую позицию, а не выступает в роли сборщика. Участниками становятся друзья и знакомые волонтёров, что позволяет значительно расширить сеть доноров организации. Большинство акций подразумевают активное участие и направлены на «преодоление», что позволяет увеличить количество пожертвований за счёт чувств поддержки и сопереживания[7]. Также большую роль на сбор пожертвований оказывает отношения организации с волонтёрам: чем больше участники идентифицируют себя с благотворительными целями, имеют автономию в действиях и участвуют в делах НКО, тем выше эффективность сборов[8].

НКО начали внедрять метод волонтёрского фандрайзинга начиная с 1990 годов. Одной из первых акций того времени был проведённый в 1998 году Трёхдневный марафон против рака груди[англ.], организованный активистом Дэном Паллота[англ.] совместно с компанией Avon. Другими крупнейшими проектами считаются Марш ради детей[англ.] и Эстафета ради жизни, проводимая Американским онкологическим обществом. За всё время проведения Эстафеты было собрано около 5 миллиардов долларов, направленных на исследования по изучению рака[8].

С развитием интернет-технологий, НКО начали использовать социальные сети для распространения информации, что позволило значительно увеличить количество участников акций[9][10][11]. Исследователи полагают, что существует прямая корреляция между размером совершённого пожертвования и желанием человека делиться информацией об акции в интернете[12][13][14].