Воронежская педагогическая школа


Воро́нежская педагоги́ческая школа — региональное научно-педагогическое течение, объединившее личностные школы воронежских педагогов XIX и XX века. В центре внимания воронежской педагогической школы находятся проблемы воспитывающего обучения, эвристические методики интеллектуального и нравственного развития, теория свободного воспитания и педология, а также вопросы дидактики.

История воронежской педагогической школы (ВПШ) охватывает два этапа и соединяет две традиции доуниверситетскую и университетскую (межвузвскую). Научно-педагогическая деятельность в Воронеже развернулась задолго до открытия первых высших учебных заведений среди педагогов Михайловского кадетского корпуса — с началом публикации в Воронеже одного из старейших российских научных журналов «Филологические записки» под редакцией А. А. Хованского. На базе этого педагогического коллектива сформировалась дореволюционная, или "журнальная", часть региональной школы, объединившая наследие Н. Ф. Бунакова, Н. Ф. Де-Пуле, П. В. Малыхина, А. П. Киселёва и др. [1]

Начало нового этапа связано с переездом в Воронеж в 1918 году значительной части педагогического состава Тартуского университета, среди традиций которого особенного внимания заслуживает история Профессорского института.[2] В начале XX века в Воронеже работали выдающиеся педагоги, среди которых П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, П. Л. Загоровский, С. В. Иванов и др., сформировавшие "университетскую" часть региональной школы. [3]

Дидактической реконструкции ВПШ посвящена коллективная монография, завершенная на международной научной конференции «Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого — вызовы современности», в работе которой приняли участие И. Ф. Бережная, М. Д. Карпачев, Э. П. Комарова и др., в т.ч. член-кор. РАО В. В. Сериков. Монография стала результатом сотрудничества межвузовского объединения преподавателей, организованного Фондом Хованского на базе кафедры педагогики и психологии ВГУ. В работе над монографией приняли участие 7 докторов и 6 кандидатов педагогических, исторических и филологических наук.[4]

В 2018 году монография «Воронежская педагогическая школа: дидактическая реконструкция», приуроченная к 100-летию ВГУ, была представлена в рабочей программе Московского международного образовательного салона — 2018.[5] В этом же году по мотивам книги был снят документальный научно-популярный фильм «Воронежская педагогическая школа. Истоки» (реж. Т. Кобзарева). В 2023 году часть юбилейных статей о региональной научно-педагогической школе были включены в монографию «По следам живого слова», посвященной современному осмыслению наследия «Филологических записок» А.А. Хованского.[6]