Воскресный день (картина Жилинского)


«Воскресный день» — одна из наиболее известных картин народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Дмитрия Жилинского. Создана в 1973 году. Находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи[1].

Современный российский искусствовед Анна Дьяконицына в книге о творчестве художника называет «Воскресный день» одним из ключевых, этапных произведений Жилинского 70-х годов XX века[2]. Советский искусствовед Платон Павлов в монографии «Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи: конец 1950-х — 1970-е годы» писал, что картина в творчестве художника ознаменовала новое, более глубокое и сложное, отношение Жилинского к человеку, новый подход к композиции и колориту полотна[3].

С 1944 по 1973 год Дмитрий Жилинский жил в так называемом Красном доме, где его соседями были крупные советские живописцы, скульпторы и графики. В 1973 году он переехал в собственный дом в Новобутакове, где у него появилась личная мастерская. С этим событием Анна Дьяконицына соотносит создание художником картины «Воскресный день»[4].

В 70-е годы XX века Дмитрий Жилинский создавал преимущественно небольшие композиции и портреты, среди которых крупная работа «Воскресный день» была редким исключением. В этой картине он попытался передать «мотивы вечного цветения природы и полноты жизни человека»[2][5].

Картина создана в 1973 году. Техника — темпера по древесно-стружечной плите. Размер полотна — 140 × 120 сантиметров (в специализированных источниках встречается и размер 150 × 120 сантиметров[6]). Картина входит в экспозицию Государственной Третьяковской галереи[7].

В Третьяковской галерее хранятся четыре эскиза, демонстрирующие разные этапы работы над картиной. Все они выполнены в одинаковой технике — темпера на древесно-стружечной плите, имеют одинаковый размер — 26,5 × 23 сантиметра[8]. К 1973 году относится карандашный подготовительный рисунок к картине, изображающий девочку, сцепившую руки над головой и стоящую спиной к зрителю[9].