Темпера


Те́мпера (итал. tempera, от лат. temperare — смешивать, умерять, смягчать)[1] — водяные краски, приготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, дисперсии[2] полимеров). Главное отличие темперы в том, что краска становится нерастворимой в воде после испарения воды и полимеризации связующего.

В трактате «Книга об искусстве» Ченнино Ченнини подробно описан способ приготовления темперы и основы для неё.

В наше время после окончания картины темпера не покрывается лаком, благодаря чему работы получают матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к внешним факторам и дольше сохраняют изначальную свежесть, в отличие от работ, выполненных маслом[3].

Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

В зависимости от разницы показателя преломления связующего и пигмента, все виды темперных красок будут иметь разную прозрачность после испарения воды. Чем больше разница, тем более непрозрачным будет слой краски.

Темперные краски — одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок, вплоть до XV—XVII вв., темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.