Лессировка


Лессировка (нем. lasieren — делать блестящим, из лат. laseris — смолистое, блестящее вещество, блеск, лоск; не путать со словом «глазурь») — один из технических приёмов нанесения красок на основу «тонким, просвечивающим слоем, для чего в составе краски увеличивают количество связующего вещества — масла, лака, скипидара, олифы»[1]. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в живописи, декоративном искусстве, строительстве и промышленном дизайне. Противоположная техника называется импасто.

В искусстве живописи техника лессировки всегда имела важное значение. Сквозь тонкий лессировочный слой (или несколько последовательно накладываемых слоёв) просвечивает белый, серый либо красноватый грунт, определяющий тепло-холодные отношения тонов. Вплоть до начала XX века этот приём был одним из главных для получения необходимого цвета, эффектов светотени, тонкой нюансировки тональных отношений и валёров. Леонардо да Винчи использовал технику лессировки для получения эффекта сфумато (дымки). Эту технику совершенствовали «леонардески», Фра Бартоломео и маньеристы флорентийской школы.

Лессировками пользовались все старые мастера XV—XVII веков. В западноевропейском Средневековье с X века краски на высыхающих растительных маслах использовали для прописей лессировками по темперной живописи. Одним из первых мастеров, усовершенствовавших технику лессировки масляными красками, был нидерландский художник Ян Ван Эйк — вместе с братом Губертом он является автором знаменитого Гентского алтаря (1432). Вначале художники писали темперой, «затем наносили слой прозрачного клея и один или два слоя масляного лака, после чего приступали к живописи масляными красками»[2]. «Метод Ван Эйка» описан в «Книге об искусстве» (Il Libro dell’Arte) Ченнино Ченнини. «Смешанный способ живописи» использовал Леонардо да Винчи. Он писал сепией или коричневой темперой по белому грунту, моделируя объём, а затем лессировал цветом масляными красками[3].

Применение масляных красок позволило создавать невозможные в темпере и клеевой живописи тончайшие переходы, нюансы тонов, валёры. Новую технику стали применять другие нидерландские художники Северного Возрождения: Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус. От нидерландцев эту технику переняли итальянские художники. На белый грунт наносился подготовительный рисунок (иногда с тональными моделировками сепией или тушью), который покрывали слоем прозрачного лака. После тщательной просушки рисунок лессировали несколько раз: сначала холодными тонами, а сверху, там, где это необходимо, тёплыми, придавая краскам «огонь». Иногда белый грунт покрывали «телесным тоном» — карнацией (от фр. carnation — телесный цвет) и только в отдельных местах, например в рисунке драпировок, лессировали цветом[4].