Сфумато


Сфума́то (итал. sfumato «затуманенный, неясный, расплывчатый» ← лат. fumus «дым, туман») — термин, обозначающий в изобразительном искусстве мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров. Как правило, используется для передачи глубины изобразительного пространства, воздушной среды и в этом смысле является одним из приёмов воздушной и тональной перспективы[1].

Термин ввел выдающийся художник эпохи итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. В сборнике записей Леонардо, получившем название «Трактат о живописи», приводятся его наставления молодому живописцу:

«Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы… Напоследок, чтобы твои тени и света были объединены, без черты или края, как дым» (итал. fumo)[2]

Наиболее ясно этот приём Леонардо да Винчи продемонстрировал в знаменитом портрете Моны Лизы дель Джокондо на дальнем плане — в «лунном пейзаже», как его назвали из-за загадочности самого мотива, — но также и в других поздних произведениях.

Не будучи колористом, как и другие мастера флорентийской школы периода кватроченто, и даже римской школы начала XVI века, Леонардо нашёл собственный способ объединения различных частей композиции, прежде всего фигур переднего и дальнего планов, свето-воздушной средой. Он писал, следуя фламандской манере, тончайшими лессировками. Поэтому закономерно связал сфумато с принципом воздушной перспективы, согласно которому удалённые предметы необходимо изображать более холодным цветом и с «размытыми контурами»: