Фламандская манера


Фламандская манера (итал. maniera Fiamminga, также фламандская техника) — одна из техник, наряду с итальянской манерой, масляной живописи в европейском искусстве XV—XVI веков. Сложная система последовательного нанесения множества прозрачных и полупрозрачных слоёв краски по светлому грунту лессировками позволяла достичь художникам насыщенного колорита и особой светоносности картины. В наиболее чистом виде техника воплотилась в нидерландской живописи XV века, но за пределами страны в своей классической форме распространения не получила.

Самыми ранними из известных произведений масляной живописи являются иконы, созданные в Норвегии в XIII веке (их сохранилось около тридцати). Они выполнены в технике, которая, скорее всего, была характерна для ряда художественных школ Северной Европы. Дальнейшее развитие эта техника, существенно отличавшаяся от византийской живописной техники, господствовавшей на юге и востоке Европы, получила в нидерландском изобразительном искусстве[1].

Принципы технологии масляной живописи норвежских икон, судя по данным их технологических исследований, положили начало североевропейской технике. Деревянная основа грунтовалась белым клеемеловым составом (толщина слоя от 10 до 60 мкм), по которому графьей (инструментом для нанесения углублённых линий) наносился рисунок. Чтобы изолировать грунт от красочного слоя, поверх него наносился, вероятно, яичный белок. «Золотой» фон иконы выполнялся из серебряной фольги, покрытой жёлтым лаком (органическим красителем в масляном связующем). Фигуры подмалёвывались свинцовыми белилами на масляном же связующем. Обыкновенно краски наносились в два или, реже, в три слоя, причём слои, наносившиеся поверх белил, выполнялись лессировочными пигментами. Благодаря фону из белил усиливалась цветовая интенсивность вышележащих слоёв краски. Как правило, моделировка объёма (слабо выраженная) велась только в области лиц персонажей. В качестве связующего использовались высыхающее растительное масло и яичный белок в различных комбинациях[1].

Нидерландские художники, придерживаясь сложившегося в средневековье принципа разделения процесса на стадии, развили и усовершенствовали технологию северной живописи. В творчестве Яна ван Эйка фламандский метод был «доведён до совершенства»[2].

Подготовительный рисунок выполнялся по белому клеемеловому грунту чёрной краской, разведённой водой. Затем вся картина покрывалась масляной прозрачной имприматурой лёгкого телесного цвета. Далее намеченные контуры в местах, где должны быть тени, проходили краской тёплого коричневого цвета. Получалась пропись в одном цвете, не закрывавшая всю поверхность[K 1][2]. Затем художник делал подмалёвок холодными тонами, тщательно прописывая его, автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер называл эту часть работы «мёртвыми красками» (dootverwe). Завершающая (третья) стадия работы над картиной заключалась в нанесении лессировочных слоёв[2].