Грунт (живопись)


Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка основы, предназначенной для живописи, слой специального состава, который наносят на неё чтобы придать живописной поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества. Грунт впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое, и обеспечивает сцепление живописи с основой. Он играет одну из ключевых ролей в оптической организации живописи. Живопись по основе без грунта встречается очень редко. По грунту живописного произведения можно судить о том, когда оно было создано, в каком месте и подлинное ли оно.

Назначение грунта состоит в том, чтобы придать поверхности основы однородную плотность (выявляется отсутствием мелких щелей на просвет) и равномерную текстуру. Грунт может как выявлять структуру основы, так и маскировать её, определяя таким образом фактуру живописного слоя картины. Также грунт препятствует просачиванию связующего вещества (например, льняного масла при масляной живописи) из красок в основу, что вызывает жухлость красок и разрушение холста. Увеличивая прочность соединения красочного слоя с основой, он уменьшает изменения их положения в связи с колебаниями температуры и влажности воздуха. С помощью грунта можно также придавать поверхности основы желаемый цвет — известны целые периоды в истории живописи, когда колорит картины строился с опорой на цвет грунта (См. имприматура). Рецептура, способы приготовления, цвет и структура (взаимосвязь составных частей) грунта варьировалась в зависимости от места и эпохи создания картины, а также от принадлежности к той или иной художественной школе. Таким образом, грунт является одной из составляющих частей произведения, определяющих время и место его появления, а также свидетельствующий за или против его подлинности[1].

Под грунтом под живопись понимается совокупность нескольких слоёв: первый — клей (проклейка), который наносится на всю поверхность основы тонким слоем. Вторая часть грунта — грунтовочная краска, которой несколько раз покрывают проклейку. Возможно нанесение второго слоя проклейки. Иногда (это не обязательное условие) наносится и третья часть грунта — имприматура, представляющая собой верхний финальный изолирующий тонкий слой[2][3]. Иногда между основой и красочным слоем наносится всего лишь один слой — клеевой[4].

Так как грунт должен быть эластичным (это касается большей частью живописи на холсте) и обладать одинаково хорошим сцеплением с основой и красками, его слои были различны по составу: нижний слой грунта отвечал за соединение с основой, верхний — с живописным слоем. Цветной верхний слой грунта в различные эпохи определял тональность живописного произведения, тем не менее, он не считается частью красочного слоя. Нанося краски слоями различной толщины по цветному грунту, можно достичь желаемого колорита непосредственно на поверхности картины, без предварительного смешивания красок на палитре[5].