Кристус, Петрус


Петрус Кри́стус (нидерл. Petrus Christus; ок. 1410, Барле — 1475 или 1476, Брюгге) — южнонидерландский (фламандский) живописец, с 1444 года работавший в Брюгге. Немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген упомянул его прозвание на французский манер: «Пьер Кристофсен»; Иоганн Давид Пассаван установил биографические детали и некоторые истории приписываемых художнику произведений. Свои работы мастер подписывал: PETRUS XPI ME FECIT («Петрус Кристус меня сделал»), затем следовал год, либо монограммой: XPR или XPI[2].

Петрус Кристус считается в истории западноевропейского искусства одним из главных последователей ранненидерландского живописца Яна ван Эйка, но, вероятно, никогда не был учеником этого мастера. Кристус поселился в Брюгге только через три года после того, как там умер ван Эйк. Петрус Кристус, вероятно, прибыл из Барле в Брюгге 6 июля 1444 года и приобрёл гражданство (по условиям надо было прожить в городе не менее года), чтобы утвердиться там в профессии живописца[3].

Влияние школы ван Эйка, продолженной членами его семьи, могло с самого начала сыграть важную роль в художественном развитии Петруса Кристуса. Его ранние работы, такие как «Голова Христа», «Святой Иоанн Креститель», «Эксетерская Мадонна» и «Портрет картузианца», ясно указывают на технику ван Эйка. «Судя по способу моделирования объемов, приёмов изображения металлических предметов и парчи, он, кажется, полностью основал свою технику на технике Яна ван Эйка. Он, вероятно, имел доступ в мастерскую Яна ван Эйка после его смерти и мог изучать там инструменты, материалы и незаконченные картины хозяина»[4].

Неизвестно, посещал ли Кристус Италию и влияли ли его произведения непосредственно на творчество Антонелло да Мессины и других итальянских художников своей манерой и нидерландской техникой масляной живописи, но известно, что его картины приобретались итальянцами у общины иностранных торговцев в самом Брюгге. Почти половина его картин была написана по воле итальянских заказчиков, либо они имеют происхождение из Италии или Испании, где с них делали копии. Документ, свидетельствующий о присутствии «Пьеро да Бруджа» (Петрус из Брюгге?) в Милане, может свидетельствовать о том, что он посещал этот город одновременно с Антонелло, и эти два художника могли бы встретиться (если допустить пребывание Антонелло в Милане в 1476 году по приглашению герцога Галеаццо Мария Сфорца, однако 26 декабря того же года герцог был убит заговорщиками, что ставит этот факт под сомнение)[5]. Этим можно было бы объяснить поразительное сходство их некоторых произведений, а также относительно быстрое распространение нидерландской техники масляной живописи среди итальянских художников того времени[6].