Антонелло да Мессина


Антоне́лло да Месси́на, настоящее имя: Ан­то­нел­ло ди Джо­ван­ни де­льи Ан­то­ни (итал. An­tonello di Gio­vanni de­gli An­toni, Antonello da Messina; ок. 1429, Мессина, Сицилия — 1479, Мессина) — итальянский живописец раннего Возрождения, периода кватроченто южно-италийской школы. Первый из известных живописцев эпохи Возрождения в Южной Италии. Учитель сицилийского художника Джироламо Алибранди, прозванного «мессинским Рафаэлем»[1].

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 годами в семье Джованни де Антонио и Гариты (вероятно, Маргариты). Дед Антонелло по отцовской линии, Микеле де Антонио, был владельцем бригантины Сант-Андреа, на которой он в 1406 году перевозил калабрийский лес в Сиракузы. Сын Микеле де Антонио, мастер Джованни, фигурирует в нотариальных актах как гражданин Мессины, мраморщик и мелкий строитель: в 1446 году он получил заказ на алтарь для церкви Сан-Джованни-Герозолимитано; его дети: Антонелло, Джордано, и дочь, возможно, Орланда, упомянутая в завещании её более известного брата, составленном в 1479 году, вышла замуж за Джованни де Салиба, или Ресалиба, скульптора и резчика по дереву[2]. Начальное обучение Антонелло, вероятно, проходило между Мессиной и Палермо, хотя недавние исследования показывают присутствие художника в Алькамо (Сицилия). Судя по нотариальным документам, можно заключить, что Антонелло в возрасте пятнадцати лет заключил контракт с мастером-кожевником Гульельмо Адранья д’Алькамо. Контракт, заключенный с нотариусом Руджеро Галандуччо, датирован 2 сентября 1438 года: молодой «Антонеллус де Миссана» обязуется работать в течение трёх лет и научиться искусству изготовления кожи.

Около 1450 года Антонелло находился в Неаполе, где, по свидетельству Пьетро Суммонте в письме Маркантонио Михeлю, был подмастерьем в мастерской художника Колантонио[3]. Там он познакомился с фламандской, испанской и провансальской живописью, имевшейся в королевских коллекциях, а также на примере произведений иностранных художников, работавших сначала при анжуйском, а с 1442 года — при арагонском дворе. Антонелло этого периода приписывают «десять панелей с францисканскими благословениями», созданными для алтарного образа, написанного Колантонио для базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Неаполе[4].

Около 1460 года Антонелло приписывают создание так называемой «Соляной Мадонны» (Madonna Salting), иконография и фламандская манера живописи которой сочетаются с объёмным построением фигур, заимствованным у Пьеро делла Франческа, возможно, при посредстве произведений Ангеррана Картона, живописца авиньонской школы. К 1460 году относятся два панно из Реджо-ди-Калабрии с изображением «Посещения тремя ангелами Авраама» и «Кающегося в пустыне Святого Иеронима», экспонируемые в муниципальной Пинакотеке.