Авиньонская школа


Авиньонская школа (фр. École d’Avignon) — провансальская художественная школа, развивавшаяся в Авиньоне в XIV—XVI веках, сыгравшая важную роль в формировании французской живописи.

В начале XIV века Авиньон уже нельзя было назвать захолустным городком: в 1303 г. папа Бонифаций VIII основал в городе университет. Однако превращение города в христианскую столицу началось только после переезда в Авиньон папской курии в связи с так называемым «авиньонским пленением». После этого значение города выросло до уровня ведущих европейских столиц — Лондона, Парижа, Барселоны, Неаполя и Праги. Многие прелаты и светские аристократы возвели здесь для себя роскошные резиденции. Один из немногих сохранившихся до наших дней образцов таких построек — главное здание «Пти Пале» (Малого дворца), находящегося на площади перед Папским дворцом. Оно принадлежало кардиналу Арно де Виа, а после его смерти с 1335 г. служило епископским дворцом. Сегодня в нём располагается замечательное собрание старинной итальянской и французской живописи. На месте старых городских церквей были воздвигнуты новые величественные храмы.

С 1337 по 1453 гг. во Франции шла Столетняя война. Авиньон находился в стороне и не пострадал от этих событий, однако в городе пришлось возвести новые городские стены для защиты от бывших военных наёмников, мародёрствовавших в сытом Провансе. В 13341342 гг. был возведён новый Папский дворец, более похожий на крепость. По окончании «авиньонского пленения» и возвращения папской курии в Рим в 1377 г., этот дворец в качестве своей резиденции использовали антипапы. Стены покоев и залов дворца были расписаны интернациональной группой художников, устремившихся в Авиньон в период строительного бума.

Первоначально крупный очаг искусства существовал в Авиньоне и Провансе приблизительно с 1330 г. и вплоть до начала XV в., однако как о школе, об искусстве Авиньона можно говорить лишь в отношении XV столетия. В XIV в. это был художественный центр, порождённый исключительно историческими обстоятельствами: расцвет живописи в Авиньоне был обусловлен пребыванием здесь папского двора. Авиньонское пленение пап длилось с 1326 по 1367 гг. Авиньон в это время стал одним из главных очагов европейской культуры, куда съезжались интеллектуалы и художники из всех стран. В XIV в. ведущей живописной школой была школа сиенская, поэтому к папскому двору были приглашены сиенские мастера — Симоне Мартини, Мастер кодекса св. Георгия, а затем Маттео Джованнетти, который стал придворным папским художником и работал в папском дворце и в монастыре Вильнёва в 13431367 гг. Технические знания и реалистические склонности итальянцев встретились здесь с декоративным вкусом и куртуазным духом французов.