Портрет картузианца


«Портре́т картузиа́нца»[1] или «Портре́т картузиа́нского мона́ха»[2] (нидерл. Portret van een Kartuizer, англ. Portrait of a Carthusian) — картина, написанная южнонидерландским (фламандским) художником Петрусом Кристусом (Petrus Christus, около 1410 — 1475/1476) в 1446 году. Картина находится в постоянной экспозиции музея Метрополитен в Нью-Йорке (инв. 49.7.19). Она написана маслом по дереву, размер — 29,2 × 21,6 см, размер собственно изображения — 29,2 × 18,7 см[3][4][5].

Петрус Кристус прибыл в Брюгге в 1444 году и 6 июля заплатил взнос, чтобы приобрести права гражданина этого города — это было необходимым условием для того, чтобы стать членом местной Гильдии Святого Луки[6]. Таким образом, Петрус Кристус, скорее всего, не был учеником известного художника из Брюгге Яна ван Эйка, который скончался в 1441 году, за три года до его приезда[7]. В пользу этого свидетельствует то, что если бы Кристус прожил в Брюгге более года, то по местным законам он мог бы получить гражданство без выплаты взноса[6]. Тем не менее Петрус Кристус рассматривается как наиболее талантливый последователь Яна ван Эйка[8].

«Портрет картузианца» датирован 1446 годом и является одним из самых ранних известных произведений художника. Предполагают, что позировавший ему монах был из картузианского монастыря Генадедал (Genadedal), находившегося недалеко от Брюгге[6].

Считается, что в XIX веке портрет находился в Валенсии, поскольку там же находились две копии, сделанные с него. Одна из них (с нимбом над головой монаха) до сих пор находится в Валенсии, а другая (миниатюра из слоновой кости, без нимба) — в Музее изящных искусств Бильбао[9]. Документально подтверждённый провенанс картины прослеживается только с начала XX века. В 1911 году портрет принадлежал наместнику Мальорки Рамону де Омсу (Ramon de Oms), другой вариант его имени — Рамон де ла Крус (Ramon de la Cruz). К 1916 году картина была уже у Маркеса де Дос Агуаса (Marqués de Dos Aguas) из Валенсии, в собственности которого она оставалась по крайней мере до 1924 года[10].

В 1927 году портрет был продан за 80 тысяч долларов нью-йоркскому банкиру и коллекционеру Жюлю Башу (Jules Bache) для его коллекции[10] (по другим данным, картина была продана за 125 тысяч долларов[11]). В 1929 году картина экспонировалась на выставке старого фламандского искусства в Нью-Йорке, а в 1930 году — на аналогичной выставке в Антверпене. Кроме этого, в 1928—1943 годах она была показана на пяти американских выставках[11]. Баш скончался в 1944 году, а в 1949 году картина вместе с его коллекцией (Jules S. Bache Collection) была передана в Метрополитен-музей, где она и находится до сих пор[4][10].