Восстание бабаи


Восстание бабаи, ранее называлось Восстание Баба Исхака (тур. Babaî Ayaklanması) — первое массовое выступление туркменских племён в государстве Сельджуков, произошедшее в период с 1239 по 1240 или с 1240 по 1241 годы и обусловленное социальными и религиозными противоречиями внутри государства. Духовным лидером восстания был Баба Ильяс, военными действиями повстанцев руководил мюрид Баба Ильяса Исхак. Восстание окончательно подорвало и без того ослабленное сельджукское государство, подготовив почву для монгольского завоевания в 1241—1243 годах.

Абуль-Бака Шейх Баба Ильяс ибн Али аль-Хорасани, вероятно, был туркменом и прибыл в Анатолию вместе с войском хорезмшаха Джелал ад-Дина в 1230 году. В Анатолии он поселился возле Амасьи в деревне Чат (сейчас Ильяс)[1][2]. Там он собрал мюридов и построил завию, в которой их обучал[3][2]. Возможно, у него были видения. Его личность была окружена легендами уже в XIII веке, возможно, даже при его жизни, поскольку Симон де Сент-Квентин записал их всего через несколько лет после восстания[4]. Последователи считали Баба Ильяса идентичным Хызыру[5].

Выразитель мнения сельджукского двора и современник событий Ибн Биби писал, что Баба Исхак родился в районе Самосаты[6][7][8][9] около 1204 года, а затем поселился в деревушке в районе Амасьи[10]. Автор «Истории Амасьи» Х. Хюсам эд-Дин изложил сомнительную версию, утверждая что Баба Исхак был христианином и происходил из семьи Комнинов. Якобы, он хотел отнять у мусульман захваченные ими земли и создать греческое царство со столицей в Амасье. Ислам по этой версии Исхак принял притворно[6][8][11]. В. Гордлевский и В. Запорожец предполагали, что дед Исхака был христианином-несторианцем из Сулеймании, который принял ислам и переселился в Самосату[6][10][8][11]. Это возможно, но сам Исхак не был и не мог быть христианином[6]. Ибн Биби называл его наполовину мусульманином и наполовину язычником[10]. Исхак научился жонглированию и фокусам, что помогало, по словам недоброжелательно настроенного Ибн Биби, легко обманывать невежественных туркменов[9]. Будучи учеником Баба Ильяса, Исхак распространял шиитские взгляды[8] и, по словам источников, вёл подвижнический образ жизни, располагавший к нему простых людей[12][7].