Восточный порт (компания)


АО «Восто́чный Порт» ─ крупнейшая стивидорная компания России, специализирующаяся на перевалке каменного угля с использованием автоматизированного конвейерного оборудования. Основной груз порта ─ каменный уголь, добываемый в Кузбассе, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке[2]. Полномочия единоличного исполнительного органа АО «Восточный Порт» реализует ООО «Управляющая портовая компания».

История АО «Восточный Порт» берет начало в 1970 году, когда было принято решение о строительстве на Дальнем Востоке в бухте Врангеля под Находкой нового морского порта. Поводом послужило улучшение торгово-экономических отношений и увеличение товарооборота между Советским Союзом и Японией. Строительство началось в декабре 1970 года. В 1971 году строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Одновременно с возведением причалов и технических сооружений шло строительство жилья и объектов соцкультбыта для сотрудников, приехавших на ударную стройку со всего Советского Союза. Так на карте Приморья появился новый населенный пункт ─ поселок Первостроителей. 28 февраля 1974 года вышел приказ Министерства морского флота СССР № 36 об организации морского торгового порта «Восточный Порт» в бухте Врангеля. В том же году начал работу его первый причал.[3]

Активное строительство угольного терминала началось в 1975 году. Угольный комплекс был торжественно сдан в эксплуатацию 28 декабря 1978 года. Построенный комплекс мощностью 6,24 млн тонн в год и площадью 40 га стал крупнейшим и самым технически оснащенным углепогрузочным терминалом в СССР. Угольный склад был оснащен стакерами, складирующими уголь в отвалы, и реклаймерами, отправлявшими его из складов на суда. В бухте был построен шестисотметровый пирс на семи свайных оболочках из металлического плоского шпунта. Склад нового комплекса был способен принять на хранение до 1 млн тонн угля.

Угольный комплекс порта стал расширяться: в 1996 году были сданы в эксплуатацию первые объекты второй очереди Угольного комплекса. После его ввода в строй и последующей модернизации мощность Угольного комплекса выросла почти в 4 раза, до 25 млн тонн.

Строительство третьей очереди началось в декабре 2012 года. Для этого на искусственно созданном участке земли площадью 54 га с нуля создана необходимая инфраструктура для современного высокотехнологичного угольного порта[4]. Запуск третьей очереди состоялся в сентябре 2019 года.[5]

В 2016 году «Восточный Порт» поставил рекорд по уровню годовой перевалки угля для российских портов, отгрузив 23,5 млн тонн угольной продукции. Прирост годового грузооборота за год составил 779,5 тыс. тонн (3,4 %).