Ударная стройка


Уда́рная стро́йка — термин, появившийся в Союзе ССР применительно к некоторым строящимся объектам капитального строитель­ства, для которой была установлена первоочерёдность снабжения стройматериалами, оборудованием и срочность перевозок грузов.

По определению Советского экономического словаря, ударная стройка — важнейший народнохозяйственный объект, строительство которого предусмотрено решениями съезда КПСС, ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Государственным планом развития народного хозяйства СССР и над сооружением которого осуществляет шефство Ленинский комсомол[1].

Наиболее значимые народно-хозяйственные объекты получали статус Всесоюзных ударных комсомольских строек. Они находились главным образом в труднодоступных и малообжитых районах. На таких стройках возводились глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища. На ударных комсомольских стройках обычно удавалось добиваться более высоких показателей, чем в целом по отрасли.

Начало ударным комсомольским стройкам было положено в 1929 году, когда ЦК ВЛКСМ рекомендовал местным организациям провести мобилизацию молодежи для работы в отдельных отраслях промышленности и общественного сектора сельского хозяйства. Комсомольские стройки комплектовались рабочей силой посредством проводимых ЦК ВЛКСМ общественных призывов молодежи, а также за счет временных добровольных комсомольско-молодежных строительных отрядов. Документ, по которому комсомольца направляли на временную работу, назывался комсомольская путевка. Как правило, она представляла собой сложенную вдвое картонку, похожую на открытку. Только за период с 1929 по 1970 год на важнейшие участки строительства комсомол направил более 3 млн юношей и девушек. Комсомол был шефом целых отраслей промышленности и экономических районов. Комитетам комсомола приходилось участвовать в решении множества сопутствующих вопросов, таких как строительство жилья для молодых рабочих, налаживание их быта, организация досуга. Особой строкой вписаны в летопись ВЛКСМ 1940—1950 годы, когда нужно было восстанавливать разоренную войной страну. Огромный труд вложил комсомол в подъём разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, возведение крупных гидротехнических сооружений, таких как Волго-Донской канал, Волжская ГЭС им. Ленина, Куйбышевская, Каховская гидроэлектростанции.[2] За период с 1926 г. до начала 1961 г. образовано 696 городов (не считая городов, находившихся до 1940 г. на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии, а также городов, находившихся на территории, вошедшей в СССР в 1944—1945 гг.); число поселков городского типа увеличилось за этот период на 1804.[3]