Восход-1


«Восход-1» (ракета-носитель «Восход 11А57», космический корабль (КК) «Восход-3КВ») — советский пилотируемый космический корабль серии «Восход» с тремя космонавтами на борту, запущенный 12 октября 1964 года в 07:30 (UTC) с космодрома «Байконур». Полёт длительностью 24 часа 17 минут проходил на орбите 177,5 км (перигей), 408 км (апогей). Седьмой пилотируемый полёт советского космического корабля. Впервые в мире был совершён полёт многоместного корабля, и впервые в мире осуществлялся полёт космонавтов без скафандров[1][5].

В июне 1964 года началась подготовка к полёту первого в мире трёхместного КК «Восход». Была сформирована группа из семи кандидатов на этот полет. В неё вошли: от ЦПК — В. М. Комаров и Б. В. Волынов, от ОКБ-1 — инженер-проектант К. П. Феоктистов, от Академии наук СССР — старший научный сотрудник Института автоматики и телемеханики Г. П. Катыс, от Института авиационной и космической медицины ВВС — Б. Б. Егоров и В. Г. Лазарев. В группу также входил врач ЦПК А. В. Сорокин.

Кандидаты готовились к полёту в разных составах экипажей, так как руководители полета «Восхода» (генерал Н. П. Каманин, С. П. Королёв и М. В. Келдыш) долгое время никак не могли договориться, кого же из них отправить в космический полет. В итоге лишь за три дня до запуска, 9 октября 1964 года решением Госкомиссии в основной экипаж «Восхода» были назначены В. М. Комаров, К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров. Остальные четверо кандидатов были включены в дублирующий экипаж[6].

Космический аппарат «Восход» базировался на конструкции корабля «Восток», но была добавлена резервная твердотопливная тормозная двигательная установка и ионная система ориентации. Появилась и система мягкой посадки спускаемого аппарата — перед приземлением из СА выдвигался щуп длиной около метра, и как только он входил в соприкосновение с поверхностью Земли, срабатывал двигатель мягкой посадки, гасивший скорость снижения СА (по крайней мере, вертикальную компоненту) до нуля. Это позволило отказаться от катапультирования, которое было необходимо на КК «Восток» из-за сильного удара СА о землю. Отказ от катапультных кресел позволил вместить трёх членов экипажа, правда, с ужесточением требований к росту (особенно к росту в положении сидя). Но, с другой стороны, отказ от системы катапультирования исключал возможность спасения экипажа в случае аварии ракеты-носителя на первых этапах взлёта, что вносило повышенный риск.

Кресла экипажа были из-за конструктивно-компоновочных проблем развёрнуты на 90° по отношению к положению кресла на корабле «Восток», что делало крайне неудобным управление кораблём в ручном режиме («низ» пульта был «сбоку», и все надписи тоже были видны в вертикальном направлении). Очень сжатые сроки разработки не дали возможности устранить этот недостаток.