Восхождение (фильм, 1976)


«Восхождение» — советский художественный фильм 1976 года режиссёра Ларисы Шепитько, военная драма по повести Василя Быкова «Сотников». Премьера состоялась 2 апреля 1977 года.

Фильм, повествующий о двух белорусских партизанах, попавших в руки полицаев, получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля — «Золотого медведя» (впоследствии на фестивале 1987 года премию «Золотой медведь» получила картина Глеба Панфилова «Тема», снятая в 1979 году, но из-за цензурных преград вышедшая в прокат лишь 7 лет спустя).

«Восхождение» стал последним завершённым фильмом в режиссёрской карьере Ларисы Шепитько. Через три года после выхода ленты на экраны Шепитько погибла в автокатастрофе во время съёмок картины «Прощание с Матёрой». В той же автокатастрофе погиб и оператор «Восхождения» — Владимир Чухнов.

Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны в оккупированной немецко-фашистскими захватчиками Белоруссии. Зима 1942 года. Двое партизан — кадровый военный Рыбак и бывший учитель математики Сотников — отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети. Рыбак с Сотниковым приходят в дом к деревенскому старосте, который вынужден активно работать на немцев. Сотников хочет его расстрелять за предательство, но Рыбак ограничивается тем, что отбирает у старика овцу.

На обратном пути партизаны натыкаются на фашистов и полицаев. В ходе перестрелки с полицаями Сотников ранит немца, который позже умирает, но сам получает ранение и пытается покончить с собой, чтобы не даться врагам живым. Рыбаку удаётся спасти его в последний момент. Он на себе выносит раненого Сотникова из леса и прячет в деревне, захваченной фашистами. Полицаи находят их в доме Дёмчихи — матери троих детей, и вместе с ней увозят в комендатуру. По пути Рыбак думает о побеге, но мысль о расстреле посреди глубоких сугробов останавливает его.

Полицай-следователь Портнов, бывший завклубом и руководитель детского хора, наедине допрашивает Сотникова, но тот отказывается даже назвать своё настоящее имя, несмотря на пытки раскалённым железом. Портнов даже обещает казнить Сотникова и задокументировать всё так, как будто Сотников согласился стать коллаборационистом, но партизан всё равно отказывается сотрудничать. Рыбак же с испугу рассказывает всё, что знает: от местонахождения партизанского отряда до их с Сотниковым задания. Довольный допросом Портнов обещает, что возьмёт Рыбака в полицию, если всё сказанное им окажется правдой.