Всадник (клипер)


«Всадник» (старое написание «Всадникъ») — деревянный парусно-винтовой клипер Балтийского флота и Сибирской военной флотилии Российского Императорского флота. Построен в Финляндии по одним чертежам с клипером «Абрек». Принял участие в исследовании Дальнего Востока. Совершил два кругосветных плавания, был в составе «Второй экспедиции русского флота к берегам Северной Америки».

Клипер был заказан в Финляндии в рамках закупки для нужд Дальнего Востока, сделанной контр-адмиралом И. И. Шанцом. Стоимость клипера составила 306 197 руб. Также в рамках этой закупки были приобретены корвет «Баян» за 415 717 руб., транспорт «Японец» за 445 069 руб. 74 коп. и пароход «Камчатка» за 736 776 руб[1].

Винтовой клипер «Всадник» заложили 22 июля 1859 года[2] на верфи в Бьернеборге (ныне Пори) по проекту ККИ подпоручика Н. П. Козлова, также по данным чертежам строился клипер «Абрек». Наблюдающим за постройкой (в разных источниках — строителем) был капитан А. Н. Арцеулов. Летом 1860 года на должность командира назначен капитан-лейтенант А. Ф. Можайский. Находясь при постройке, он руководил работами по оснащению клипера, а также установке и отладке паровой машины. Клипер спущен на воду в 1 июля 1860 года[2]. Клипер имел 193 фута длины 200 футов (между перпендикулярами), 31 фут ширины с обшивкой и 1069 тонн водоизмещения, осадка носом составляла 12 футов 2 дюйма, а кормой 13 футов 2 дюйма[3]. Паровая машина в 300 сил была изготовлена для клипера на Бьернеборгском механическом заводе и стоила 143 234 рубля[2]. Клипер также был снабжён двумя даутоновскими помпами[4]. По завершении ходовых испытаний в 1861 году, «Всадник» перешёл из Финляндии в Кронштадт[5]. 26 марта 1862 года по приказу Его императорского величества командиром клипера «Всадник» назначен капитан-лейтенант Михаил Бирилёв 2-й, а А. Ф. Можайский отправлен в отпуск[6]. «Всадник» вступил в строй 28 сентября 1862 года.

В 1871 году генерал-адмирал выдал задание в Морской технический комитет (МТК) «проектировать чертежи винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства, придерживаясь типа клиперов „Абрек“ и „Всадник“».

Первоначальное вооружение клипера составляли три бомбические гладкоствольные трёхпудовые пушки на погонах, сделанные в Петрозаводске на Александровском заводе, весом 5 тонн каждая (60-фунтовые пушки №1) и два полупудовых дульнозарядных единорога. К осени 1864 года единороги были заменены на 8-фунтовые нарезные орудия. Осенью 1868 года клипер был перевооружён на три (в разных источниках — четыре) 6,3-дюймовые нарезные пушки образца 1867 года Обуховского сталелитейного завода (боекомплект на одну пушку: 24 стальные и 175 чугунных бомб), 8-фунтовые орудия оставили без изменения. В период 1876 по 1880 год перевооружён на три 6-дюймовых нарезных орудия образца 1867 года[7].