Вспоминание


Вспоминание — психический, ментальный процесс, обеспечивающий извлечение в сферу сознания информации о прошлом. Наряду с запоминанием и хранением является одним из трех основных процессов памяти. Существует три основных вида процесса вспоминания: свободное вспоминание[en], сигнальное вспоминание и сериальное вспоминание. Тестирование этих форм вспоминания являются одними из способов изучения психологами процессов памяти человека[1] и животных[2]. Существуют две основные теории процесса вспоминания: двухэтапная теория и теория специфичности запоминания[en].

«Двухэтапная теория» состоит в том, что процесс вспоминания начинается с процесса вызова, включающего поиск и выделение информации в памяти, а завершается процессом принятия решения или распознавания, когда из выделенной информации, выбирается искомая. В этой теории распознавание выполняется только в последнем из этих двух этапов или фаз, и считается, что это объясняет большую значимость процесса распознавания, по сравнению с вызовом. Распознавание включает только один процесс, в котором может произойти ошибка или сбой, в то время как отзыв содержит два[3]. Однако было установлено, что в некоторых случаях вызов имеет большую важность, чем распознавание, например, при невозможности распознать слова, которые впоследствии могут быть перевызваны[4].

Ещё одна двухстадийная теория состоит в том, что свободное вспоминание начинается с размещения списка первично найденных элементов в рабочей памяти, с последующей реализацией ассоциативного поиска в ней[5].

Теория «специфичности запоминания» базируется на сходстве процессов распознавания и вызова. «Принцип специфичности запоминания» состоит в том, что память использует следовую информацию памяти или свойств ситуации, в которой она была запомнена и свойств среды, в которой информация вспоминается. Другими словами, память работает лучше, если информация, доступная при запоминании, доступная также и при её вспоминании. Например, если кто-то изучает некоторую тему в одном месте, но сдает экзамен в другом, вспоминать ему будет сложнее и менее результативно, чем если бы он находился в знакомом месте, там где изучал эту тему. Специфика запоминания помогает учитывать контекстные подсказки, поскольку они находятся в среде вспоминания, а также учитывает тот факт, что распознавание не всегда имеет большую значимость чем отзыв[4].

Философские вопросы относительно того, как люди получают знания о мире, в котором они живут, побуждают изучать память и обучение[6]. Изучение процесса вспоминания является важной частью изучения памяти и часто включается в многие исследования. По этой причине основные исследования памяти в целом также представляют историю изучения вспоминания.