Память


Па́мять — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали у общего предка, который жил примерно 600 миллионов лет назад.[1] Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.[2][3]

Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, привлекающим большое внимание исследователей.

Первым в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

В зависимости от задач, подлежащих решению, исследование механизмов памяти осуществляется на разных объектах — от человека до культуры нервных клеток[7].

Память — одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию[8].


Gwegwe3J1.gif
Воздействие 36-часовой депривации сна на кодирование декларативной памяти человека. Испытуемых разделили на 2 группы: контрольную и тех, кого лишали сна. Людям предлагали выучить слова, различной эмоциональной окраски. По прошествии 36 часов обе группы тестировали на долю запомненных слов. Тёмные столбики — контроль, светлые — группа, лишённая сна. Вариант А — весь запомненный материал, а вариант Б — эффекты, возникающие если запоминаемый материал разделён на эмоционально-позитивный (I), эмоционально-негативный (II) и эмоционально-нейтральный (III)[19]
Влияние дневного сна на процедурную память, связанную с двигательной активностью. Тёмные столбики — группа, спавшая днём, светлые — контрольная группа (спали только ночью), «*» — достоверно[19]