Вятлаг


Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятский ИТЛ, ВятЛаг, Вятлаг) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов. Непосредственно подчинялся Главному управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) НКВД СССР, позже МВД СССР. Располагался в Верхнекамском районе Кировской области (частично в Коми-Пермяцком национальном округе и Коми АССР), в 371 километре от областного центра, города Кирова.

В среднем, в лагере содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Площадь лагеря составляла примерно 12 000 км2. К концу существования насчитывал 38 лагерных пунктов. Занимался, в основном, лесозаготовкой. Лагерь отличался сложными условиями проживания, так как находился в болотистой местности с высокой влажностью (в среднем — 80 %).

В 1931 году закончена прокладка железнодорожной ветки «ЯрФосфоритная», в это время в Кайском районе начинают появляться первые бараки заключённых, использовавшихся как дешёвая рабочая сила в строительстве. Рядом со станцией Фосфоритная вырастает посёлок Рудничный, специализирующийся на добыче руды с фосфоритами.

С 1 июля 1937 по 1 апреля 1938 число заключённых в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. 12 августа 1937 СНК СССР обязал наркома Н.И. Ежова организовать 7 лесозаготовительных лагерей. В том же месяце они были открыты, а Лесной сектор ГУЛАГа реорганизован Лесной отдел ГУЛАГа. В начале 1938 появляются ещё 6 лесных лагерей, среди них ВятЛаг, Краслаг, Онеглаг и другие. Осенью 1937 года руководство посёлка получает предписание о выделении части помещений для размещения руководства Вятского лагеря. Официальное открытие лагеря состоялось 5 февраля 1938 года. Ходили слухи, что лагерь строят на границе Вятско-Камской и Северо-Двинской речных систем, чтобы соединить их водным каналом, однако, этот проект не осуществился.[1]

Вместе с лагерем строится Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД), протяжённостью 247 км от станции Верхнекамская до станции Крутоборка, соединяющая лагерные пункты ВятЛага. В конце 1980-х годов более 150 км железнодорожного участка было разобрано в связи с расформированием лагпунктов. По мере вырубки лесов лагерные пункты смещаются на север и восток.

В 1938 году рядом со станцией Лесная ГКЖД строится лесозавод и соцгородок — центр будущего лагеря. В 1939 году сюда переезжает руководство лагеря.