В. И. Ленин в Разливе в 1917 году


«В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» — картина русского советского художника Аркадия Рылова, созданная им в 1934 году. Два варианта картины находятся в коллекции Государственного Русского музея[2]. В советское время картина рекомендовалась для изучения на уроках русского языка[3]. По мнению историков искусства, полотно сочетает пейзаж и исторический жанр, поэтику и монументальный стиль, является одним из лучших произведений художника в его поздний период творчества[4].

Нелегальное пребывание В. И. Ленина в Разливе летом 1917 года — один из основных сюжетов ленинской темы в советском изобразительном искусстве. Эта тема целенаправленно разрабатывалась в советской живописи (картины: «Ленин и Сталин в Разливе» Н. Н. Жукова, 1940-е годы, «Ленин в Разливе» А. А. Пластова, 1948, «Ленин в Разливе» Кукрыниксов, 1949, «Я. М. Свердлов у В. И. Ленина в Разливе» А. М. Любимова, 1937, «Г. К. Орджоникидзе у В. И. Ленина в Разливе» В. А. Серова, 1953, «Ленин в Разливе» Е. С. Щербакова, 1953, «В. И. Ленин в Разливе» Г. В. Киянченко, 1950, и многие другие), вписываясь в концепцию формирования канонического изображения вождя партии, революции, мыслителя мирового масштаба[5].

В советское время обращение Аркадия Рылова к революционной истории и советской действительности в 1930-е годы часто объясняли увлечением художника новой жизнью. Однако во второй половине 1920-х годов уже сложилась конъюнктура в форме государственного заказа, который стимулировал создание картин, связанных с пропагандой[6]. Пейзаж при этом стал восприниматься как «аполитичный» вид искусства. Рылов, являясь в первую очередь пейзажистом, тяжело это переживал. В одном из писем другу-пейзажисту он писал: «Об обществах и думать не хочется, и о выставках тоже. Конечно, и Вы, и я не нужны в настоящее время. Что делать. Эта мысль меня тоже тяготит порой. Поэтому и выставляться мне не хочется»[7].