В (вагон метро)


В (нем. Baureihe C) — советское обозначение вагонов метрополитена, произведённых в Германии, полученных в качестве репарации и эксплуатировавшихся в Московском метрополитене после Второй мировой войны.

В связи с увеличением протяжённости сети в 1943—1944 годах на 13,3 км и отсутствием поставок нового подвижного состава с Мытищинского машиностроительного завода на Московском метрополитене к 1945 году стала остро ощущаться нехватка вагонов, особенно усугубившаяся после массовой реэвакуации промышленных предприятий и жителей города. Учитывая то, что в ближайшее время не представлялось возможным наладить свёрнутое производство на ММЗ, правительством было принято решение вывезти из Берлина часть вагонов метро, наиболее удовлетворявших по своим техническим характеристикам требованиям эксплуатации на Московском метрополитене.

Вагоны были самыми современными в сети берлинского метрополитена на момент создания и послужили, в том числе, образцом для серии А московского метрополитена. Из-за технического сходства систем берлинского и московского метрополитена после окончания войны в Советский Союз в качестве репараций было доставлено 120 вагонов.

Берлинское метро старше московского, оно прошло свой период развития и накопило несколько типов вагонов. Более новые вагоны, которые строились с середины 1920-х годов, были на 35 сантиметров шире своих предшественников. Но и «широкий» вагон прошёл несколько стадий развития: первые вагоны образца 1924 года берлинцы окрестили «туннельной совой»: у них были овальные ветровые стекла, что выглядело довольно экзотично. Впрочем, «сову» на производстве быстро заменили более типичной моделью. Советские инженеры решили взять наиболее подходящие новые вагоны типа «С» постройки 1927—1930 годов, длиной 18 м, шириной 2,62 м, высотой 3,6 м с массой тары от 29,5 до 35,5 т и в основной своей массе окрашенные в жёлтый цвет, а примерно треть красных, так обозначались вагоны для курящих. Они развивали максимальную конструктивную скорость 60 км/ч. При общем сходстве своих габаритов эти вагоны имели несколько модификаций, отличавшихся конструкциями кузова, тележек и электрооборудования.