ГТ-СМ


ГТ-СМ (ГАЗ-71) — Гусеничный Транспортёр-Снегоболотоход Модернизированный (ГАЗушка, СТЕПАНИДА)[1]. В гражданской модификации более известен как ГАЗ-71. Быстроходный плавающий транспортер высокой проходимости, предназначенный для перевозки людей и грузов в условиях тяжелого бездорожья. Широко применялся в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока при геологоразведке, строительстве, нефтедобыче, обслуживании лесного хозяйства а также в армии и погранвойсках. Имеет легкобронированную модификацию ГТ-МУ (ГАЗ-73) - Гусеничный Транспортер Медицинский Унифицированный.

Разработан конструкторским отделом Горьковского автозавода на базе гусеничного транспортёра ГТ-С (ГАЗ-47). Ведущий конструктор проекта В. П. Рогожин. Производился с 1968 по 1985 годы на Заволжском заводе гусеничных тягачей, после чего был заменен на модернизированный вариант ГАЗ-3403, который выпускается до настоящего времени.[2][3]

Создание ГТ-СМ стало следствием глубокой модернизации предшественника - гусеничного транспортера капотной компоновки ГТ-С, который также, разрабатывался в конструкторском отделе Горьковского автозавода. Ведущий конструктор машины Владимир Петрович Рогожин осуществил полную перекомпоновку вездехода, разместив двигатель в середине машины между кабиной и десантным отделением и развернув его в обратную сторону. Это позволило заменить маломощный двигатель от ГАЗ-51 более мощным и тяжелым V-образным восьмицилиндровым ГАЗ-53 и сделать практически идеальную развесовку, одновременно машина стала ниже и длиннее. Несмотря на возникшие неудобства, связанные с разделением кабины и десантного отсека, решение оказалось удачным и компенсировались значительным улучшением ходовых и амфибийных качеств вездехода.

Испытания ГАЗ-71 проходили на Кольском полуострове, в болотах Архангельской области и в республиках Средней Азии.

В 1968 году началось производство на новом Заводе гусеничных тягачей в городе Заволжье[4]. После запуска в серию начались работы над армейской модификацией ГТ-СМ с противопульным бронированием ГТ-МУ (ГАЗ-73), предназначенной для эвакуации раненых с поля боя и выполнения других задач. Первоначально рассматривались два варианта: с полным и с частичным бронированием. В серию пошла машина с полным бронированием. ГАЗ-73 имел меньшие габариты и укороченную 5-катковую гусеницу, вместо 6-катковой у ГАЗ-71.

В процессе производства осваивается несколько модификаций ГТ-СМ: ГМП (1982 г.), ГТ-ПС (1983 г.) предназначенный для поиска аппаратов и спасения людей, ГТ-СМ-1 (1985 г.) с увеличенным дорожным просветом, автономностью и ресурсом движителя.[5]