Заволжский завод гусеничных тягачей


ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (аббревиатура ЗЗГТ) — советское и российское машиностроительное предприятие расположенное в городе Заволжье,[1] производитель гусеничных плавающих вездеходов.

Заволжский завод гусеничных тягачей основан в 1949 году как Ремонтно-механический завод по ремонту строительной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов и других. Предприятие специализировалось на капитальном ремонте различной строительной техники.

Во время строительства Горьковской гидроэлектростанции на предприятии организовали производство металлоконструкций, необходимых для стройки. В этот период финансирование позволило увеличить производственные мощности предприятия благодаря вводу в строй новых цехов.

После окончания строительства ГЭС в 1956 году предприятие изменило вид своей деятельности и начало осваивать производство сосудов высокого давления для нужд строящегося в Дзержинске химического завода. В этот период предприятие получило наименование Заволжский завод «Химмаш» и почти десять лет производило различное оборудование для химической промышленности.

В период освоения Крайнего Севера, когда стал интенсивно развиваться нефтегазовый комплекс СССР, для работы в Якутии и других северных регионах потребовалась плавающие вездеходы. Необходимо было в условиях полного бездорожья перевозить огромное количество грузов, доставлять бригады нефтяников к месту работы, перевозить геологов, больных. Зимой в этих районах были очень низкие температуры, а летом тундра превращалась в непроходимые болота, по которым обычный транспорт не мог пройти, и требовались вездеходы.

Для решения задачи производства вездеходов для условий Крайнего Севера, постановлением Правительства CCCH в 1967 году «Химмаш» реорганизуется в ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (ЗЗГТ). Одновременно предприятие ввели в состав Горьковского автозавода (ГАЗ). Новая специализация потребовала полного обновления, создания новых производств, структурных подразделений, переобучения производственного персонала и формирования собственной конструкторской службы. Только через шесть лет была изготовлена опытная модель первого вездехода ГАЗ-71, который вскоре был поставлен на производство. За ним последовал выпуск очередной модели, а всего предприятие серийно выпустило более 20 моделей вездеходной техники.