Гавронский, Александр Осипович


Александр Осипович Гавронский (23 июня 1888, Москва — 17 августа 1958, Кишинёв) — советский режиссёр театра и кино[2].

Родился в семье Ошера Бендетовича (Осипа Бенедиктовича) Гавронского (1843—1890) и Либы-Мирьям Вульфовны (Любови Васильевны) Высоцкой (1845—1930); внук чаеторговца, купца первой гильдии Вульфа Янкелевича Высоцкого[3]. Отец владел одной из крупнейших в Российской империи библиотек еврейской литературы[4].

В юности был дружен с Борисом Пастернаком, который встречался с его двоюродной сестрой Идой Высоцкой (стал прототипом Сашки Бальца в романе в стихах «Спекторский»). Жил в Одессе[5]. Примкнул к партии эсеров, устраивал сходки и митинги среди рабочих родительской фабрики, что привело к разрыву с семьёй и судебному преследованию; бежал заграницу. Учился на философском факультете Марбургского университета и филологическом факультете Женевского университета и Института Жана-Жака Руссо. Опубликовал работы «Логика чисел» (теория чисел с точки зрения теории познания) и «Методологические принципы естествознания в связи с неевклидовой геометрией». В 1916—1917 годах работал режиссёром в Цюрихском городском театре, главным режиссёром Женевского драматического театра (постановки — «Двенадцатая ночь», «Ревизор», «Братья Карамазовы», «Балаганчик», «Столпы общества», «Смерть Дантона»). С 1917 года — режиссёр Незлобинского драматического театра (постановки — «Мария Тюдор», 1919; «Коварство и любовь», 1920; «Всех скорбящих», 1920). В 1918—1919 годах — заведующий театральным отделом, в 1919—1921 годах — заведующий художественным отделом МОНО (Московский отдел народного образования); в 1921—1922 годах — начальник политпросветчасти ГУВУЗа (Главное управление военно-учебных заведений); в 1923 году — заведующий отделом зрелищ Всероссийской выставки. Участвовал в работе первого Цеха театральных постановщиков и Директории Государственного детского театра.

С 1924 года — ответственный руководитель Государственного театра-студии имени Ф. И. Шаляпина. В том же году начал работать в кино — на киностудиях Госкино, Межрабпом, Госвоенкино, Белгоскино, Украинфильм, ВУФКУ (Одесса). Снимал художественные и документальные ленты. Несколько картин поставил совместно с женой — кинорежиссёром Ольгой Петровной Улицкой, впоследствии первым режиссёром киностудии Молдова-фильм. В 1933 году ими был снят первый звуковой фильм Киевской киностудии «Любовь» (уничтожен после ареста режиссёра вместе с лентой «Тёмное царство»)[6]. Преподавал на художественном факультете Киевского киноинститута. Был дружен с Ниной Гернет[7].