Вятлаг


Вятский исправительно-трудовой лагерь (Вятский ИТЛ, ВятЛаг, Вятлаг) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, К-231, существовавший с 5 февраля 1938 до 1990-х годов.

Подчинялся: Управлению лесной промышленности (УЛП) ГУЛАГа; с 26 февраля 1941 Управлению лагерей лесной промышленности (УЛЛП) НКВД СССР; с 4 марта 1947 Главному управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) МВД СССР; с апреля 1951 ГУЛАГу МЮ СССР; с января 1954 МВД СССР; с конца 1955 МВД РСФСР; с 31 января 1957 ГУИТК МВД СССР; с 1 декабря 1957 МВД РСФСР.

Располагался в Верхнекамском районе Кировской области (частично в Коми-Пермяцком национальном округе и Коми АССР), в 371 километре от областного центра, города Кирова.

В среднем, в лагере содержалось по 15-20 тысяч заключённых. Площадь лагеря составляла примерно 12 000 км2. К концу существования насчитывал 38 лагерных пунктов. Занимался, в основном, лесозаготовкой. Лагерь отличался сложными условиями проживания, так как находился в болотистой местности с высокой влажностью (в среднем — 80 %).

В 1931 году закончена прокладка железнодорожной ветки «ЯрФосфоритная», в это время в Кайском районе начинают появляться первые бараки заключённых, использовавшихся как дешёвая рабочая сила в строительстве. Рядом со станцией Фосфоритная вырастает посёлок Рудничный, специализирующийся на добыче руды с фосфоритами.

С 1 июля 1937 по 1 апреля 1938 число заключённых в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. 12 августа 1937 СНК СССР обязал наркома Н.И. Ежова организовать 7 лесозаготовительных лагерей. В том же месяце они были открыты, а Лесной сектор ГУЛАГа реорганизован Лесной отдел ГУЛАГа. В начале 1938 появляются ещё 6 лесных лагерей, среди них ВятЛаг, Краслаг, Онеглаг и другие. Осенью 1937 года руководство посёлка получает предписание о выделении части помещений для размещения руководства Вятского лагеря. Официальное открытие лагеря состоялось 5 февраля 1938 года. Ходили слухи, что лагерь строят на границе Вятско-Камской и Северо-Двинской речных систем, чтобы соединить их водным каналом, однако, этот проект не осуществился.[1]