Галерея Медичи в Лувре


Галерея Медичи — серия живописных полотен, представляющих жизнь королевы-регента Франции Марии Медичи, заказанных самой правительницей фламандскому художнику Рубенсу в 1622 году для украшения её Люксембургского дворца в Париже.

В 1622 году Мария Медичи, вдова Генриха IV и мать Людовика XIII, задумала украсить боковые галереи второго этажа Люксембургского дворца картинами, поместив их в простенках между окнами. В конце 1621 года Мария Медичи начала переписку с выдающимся живописцем фламандского барокко Питером Паулем Рубенсом. В январе-феврале 1622 года художник приезжал в Париж для уточнения программы и подписания контракта [2]. Две симметрично расположенные галереи имели длину 58 метров, небольшую ширину - 7,6 метра и по девять окон с каждой стороны. Согласно контракту и условиям помещения Рубенс обязался выполнить две серии картин. Одна (в западном крыле) должна была представлять «События преславной жизни и героические деяния» королевы. Другая (в восточном крыле) — «Сражения и триумфы» её покойного супруга Генриха IV. Все картины должны были быть полностью написаны рукой мастера, работу предполагалось закончить к февралю 1625 года — дате бракосочетания французской принцессы Генриетты Марии и короля Англии Карла I Стюарта[3]. Рубенс выполнил только двадцать четыре картины первой серии. Вторая серия осталась неосуществлённой. Рубенс создал только эскизы и завершил пять картин, ныне рассредоточенные по разным музеям

Сюжеты картин были определены Марией Медичи вместе с её советниками — будущим кардиналом, а тогда государственным секретарём Жаном дю Плесси де Ришельё и казначеем королевы Клодом де Можи (фр. Claude Maugis), аббатом де Сент-Амбруаз. В составлении программы принимал участие Никола-Клод Фабри де Пейреск[4]. Художнику также предоставлялась определённая свобода в выборе композиции и порядка расположения картин[5].

С 1723 года после смерти герцога-регента Филиппа II Орлеанского здание пустовавшего дворца превратили в Люксембургский музей. Там хранились картины Рубенса, Якоба Йорданса и других фламандских живописцев. Росписи в интерьерах библиотеки создал Эжен Делакруа. Архитектор Жан-Франсуа Шальгрен построил парадную лестницу, поэтому картины Рубенса были перемещены в восточный корпус. В 1802 году их перенесли в Лувр[6]. С 1815 года их экспонировали в Большой Галерее, затем (1900—1993 годы) в дворцовом зале, пропорции которого существенно отличались от галерей Люксембургского дворца. С 1993 года цикл «Триумф Марии Медичи» выставлен в зале № 18, пропорции которого также отличны от Люксембургской галереи, но идеальны для восприятия живописи. Галерея Медичи в Лувре с достаточным пространством, верхним светом и последовательным расположением картин предоставляет оптимальные условия для восприятия выдающейся живописи, составляющей "одно из лучших достижений великого Рубенса"[7].