Фьямма, Гальвано


Гальвано Фьямма (итал. Galvano Fiamma, лат. Galvaneus Flamma, или Galvanus de Flamma Mediolanensis; около 12831344[5][6][7]) — итальянский хронист и теолог, монах-доминиканец, один из летописцев средневекового Милана и рода Висконти.

Родился около 1283 года в Милане[8][9] в зажиточной семье нотариуса. Почти все его предки по мужской линии, известные с XIII века, также занимались нотариальной деятельностью[10].

27 апреля 1298 года стал послушником местного доминиканского монастыря Сант-Эусторджо (Св. Евсторгия), где наставником его был приор Паоло Марро, ученик известного доминиканского теолога Стефанардо из Вимеркате (ум. 1297), и в начале XIV века продолжил своё богословское образование в монастыре Сан-Томмазо в Павии[11]. По его собственным словам, оставшись на некоторое время в этой обители и преподавая богословие и физику Аристотеля тамошним студентам-медикам, уже тогда решил заняться историей, испытывая неловкость перед уроженцами Павии, превозносившими её древность перед Миланом[10].

В 1308—1309 годах читал лекции по теологии в Генуе. С 1313 года преподавал моральную философию, этику и экономику в Сант-Эусторджо в Милане[12]. После того как в 1315 году генеральный капитул Ордена установил обязательный еженедельный урок по моральной философии в каждой монастырской школе, стал первым, кто провёл его в Сант-Эусторджо[10]. В своих трудах называл себя Lector sacrae theologiae[9].

Сведения о нём практически отсутствуют с 15 февраля 1323 года, когда он покинул Милан по распоряжению Бертрана дю Пуйе, легата авиньонского папы Иоанна XXII, отлучившего от церкви за поддержку гибеллинов правившего в городе Галеаццо I Висконти, и вплоть до 30 января 1330 года, когда он, вместе с другим доминиканцем Томмазо да Модена, упоминается в качестве свидетеля на инквизиционном процессе в Болонье против сторонников Людовика Баварского.

Не исключено, что всё это время он укрывался в монастыре Св. Доминика[итал.] в Генуе, где занимался самообразованием и собирал материалы для своих хроник, но убедительных доказательств этому нет[10]. В 1333 году он возвращается в родной город, где в Сант-Эусторджо начинает заниматься историческими исследованиями[9].