Гамильтон, Ричард (художник)


Ри́чард Уи́льям Га́мильтон (англ. Richard William Hamilton; 24 февраля 1922, Лондон — 13 сентября 2011, Лондон) — английский художник и художник-коллажист, чей коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» считается первой работой в стиле поп-арт.[3] Его выставка («Человек, машина и движение») 1955 года (галерея Хаттон, Ньюкасл-апон-Тайн) и его коллаж 1956 года «Что делает сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», созданные для выставки «Это — Завтрашний День» Независимой Группы в Лондоне, критики и историки считают его одним из самых ранних произведений поп-арта. Большая ретроспектива его работ проходила в Тейт Модерн до мая 2014 года.

Родился 24 февраля 1922 года в Лондоне. Обучался в художественной школе Св. Мартина. С 1938 по 1946 год учился в школе Королевской академии. С 1948 по 1950 год учился в художественной школе Слейда.

Ранние работы Гамильтона были созданы под значительным влиянием работы Д'Арси Вентворта Томпсона 1917 года "О росте и форме".

В 1951 году Гамильтон организовал выставку под названием «Рост и форма» в Институте современного искусства в Лондоне. Это была новаторская форма искусства инсталляции, в которой были представлены научные модели, диаграммы и фотографии, собранные в единое произведение искусства.

В 1952 году на первом собрании Независимой Группы, состоявшемся в ICA (Институт современного искусства), Гамильтон был представлен на семинарной презентации Эдуардо Паолоцци коллажей ранних 1940-х, поздних 1950-х годов, которые сейчас считаются первыми стандартами поп-арта. Кроме того, в 1952 году, он был представлен в записках «Зелёный ящик» Марселя Дюшана через Роланда Пенроуза, с которым Гамильтон встретился в ICA. В ICA Гамильтон был ответственным за проектирование и монтаж целого ряда выставок, в том числе «Чудо и Ужас человеческой головы» Джеймса Джойса, которую курировал Пенроуз. Также через Пенроуза Гамильтон познакомился с Виктором Пасмором, который дал ему должность преподавателя на факультете изящных искусств Даремского университета в Ньюкасл-апон-Тайн, где Гамильтон работал до 1966 года. Среди студентов Гамильтона были Рита Донаг, Марк Ланкастер, Тим Хэд, Брайан Ферри, основатель Roxy Music, и визуальный художник Николас Де Вилль. Влияние Гамильтона отразилось в подходе и визуальном стиле Roxy Music, а самого Ферри Гамильтон называл «своим величайшим творением». Ферри ответил на комплимент в 2010 году, сказав, что Гамильтон — человек, которым он восхищался больше всего, и что «он сильно повлиял на мое видение искусства и мира».